«Город без проводов и транспортная аномалия»: интервью с новым главой дорожного комитета Калининграда

03.02.2023 18:55 Тема: Дороги 10226
«Город без проводов и транспортная аномалия»: интервью с новым главой дорожного комитета Калининграда
Фото: Калининград.Ru

В ноябре Николая Уханова назначили начальником комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ранее он работал в Пермском крае. Корреспондент Калининград.Ru пообщался с новым руководителем и узнал, как он видит развитие общественного транспорта в городе, какие изменения в улично-дорожной сети считает приоритетными и что думает о местных водителях.

Николай Борисович, вы недавно приехали в Калининград из Перми. Как оцениваете организацию дорожного движения в городе? Что вас удивило, расстроило или порадовало?

— Начнём, конечно, с положительного. Город очень хороший, с мягким климатом: это позволяет практически круглогодично вести строительные работы. Историческая составляющая города впечатляет. Мне есть с чем сравнивать — много ездил и по России, и по зарубежным странам. Причём ездил не в туристические поездки, а в рабочие.

Если говорить об улично-дорожной сети, то очевидная специфика Калининграда — большое количество брусчатки. Где-то прямо на брусчатку уложен асфальт, а это неправильная технология, покрытие постоянно разрушается. Сегодня вот были на улице Брамса — показательный такой пример. Сейчас ям там нет, но асфальт очень неровный, неудобно ездить. До августа переработаем проектно-сметную документацию и в следующем году начнём капитальный ремонт с тротуарами, освещением и так далее. Центральную часть города, безусловно, нужно приводить в порядок. Таких объектов достаточно много, где нужно брусчатку приводить в порядок или совсем менять.

В городе очень много транспорта, уровень автомобилизации выше среднего по России. У нас примерно 450 тысяч население и столько же автомобилей. В такой ситуации важно отдавать приоритет общественному транспорту, чтобы в перспективе люди могли отказаться от личного. Все города мира идут по этому пути, без развития общественного транспорта город развиваться не может.

Ещё одна особенность Калининграда — много водоёмов и мостов. Несколько десятков мостов у нас стоит на балансе, мы их обслуживаем. В других местах, где я работал, их было гораздо меньше. Кроме того, здесь очень высокий уровень грунтовых вод. Например, на улице Карташева потребовалось внести изменения в проект, потому что проложить коллектор необходимо на глубине четырёх метров, но сделать это невозможно.

С точки зрения моей новой работы — есть чем заниматься, задач очень много. Начнём с новой программы по ремонту тротуаров. Мы сейчас будем уделять этому особое внимание, к работам планируем приступить уже в марте. В этом году в программу попало 17 объектов. Это только отдельные объекты, ведь есть капремонт улиц Красной, Радищева, Фестивальной аллеи, где тротуары — часть проекта. В дальнейшем список будет пополняться. Много нужно сделать по озеленению и благоустройству. По остановочным комплексам нужно поработать, сейчас не все имеют необходимые навесы и так далее.

uhanov001

А что вы скажете непосредственно об улично-дорожной сети? Город формировался в другие времена, и расширять улицы зачастую невозможно. Вы раньше работали в Перми, там совсем другая ситуация.

— В Перми — квадратно-гнездовой способ расположения улиц. Там стабильные кварталы и гораздо проще заниматься организацией дорожного движения. В Калининграде же очень узкие улицы, которые ограничены историческими зданиями. Поэтому нужно обращать больше внимания на общественный транспорт. Человек может пересесть с машины, когда это удобно и комфортно. В Калининграде развитие общественного транспорта задержалось.

Средняя скорость трамвая у нас 12 километра в час, в среднем по России этот показатель составляет 22-26 километров. Но потенциал для роста есть, нужно заниматься ремонтом трамвайных путей, нужно развивать и выделять полосы для общественного транспорта.

Что из этого планируете делать в первую очередь?

— Сейчас смотрим улицу Черняховского: раньше хотели сделать там выделенку в крайней правой полосе. Сейчас думаем пустить автобусы посередине улицы, там где сейчас ходят трамваи. Это достаточно затратное решение, но удобства очевидны. Пассажиры смогут выйти на остановках, которые будут приближены к перекрёсткам. Когда движение останавливается — люди переходят дорогу. Такие решения достаточно типовые и реализованы в разных городах России. Но в Калининграде их почему-то пока не внедряли. Некоторое исключение — улица 9 Апреля, где к трамваю на платформу люди проходят по регулируемым переходам. Но это один локальный участок.

Начинать будем от площади Победы и до площади Василевского. Кусками делать нерационально, нужны участки протяжённостью 500-600 метров. И саму площадь Победы смотрим — двигаться с выделенными полосами будем постепенно от центра в сторону окраин.

Пока проработки у нас достаточно небольшие, надеюсь, в этом году уже будут конкретные проекты. Я в Перми реализовывал подобные проекты достаточно успешно.

Почему выделенка посреди дороги — это затратно?

— Для обустройства такой выделенной линии потребуется перекладывать трамвайные пути. Нагрузка на рельсошпальную решётку увеличится, потребуется сделать бетонное основание. Это будет недешёвый проект, поэтому точные сроки его реализации пока неизвестны.

Как вы считаете, достаточно ли денег выделяют на ремонт и содержание улично-дорожной сети в Калининграде?

— Денег всегда мало, нужно правильно их распределить. Важно работать и с федеральным, и региональным бюджетом, бороться за деньги. Необходимо приоритеты расставлять — это тротуары, чтобы люди ходили, не ломая ноги, это общественный транспорт и состояние проезжей части. Акценты расставлены, и мы представляем, что нужно сделать и в ближайшей перспективе, и в дальнейшем.

uhanov02

Обычно у нас самые большие проблемы с состоянием улично-дорожной сети наблюдаются весной, после схода снега. В этом году зимы практически не было, но уже в декабре многие улицы пришли в ненормативное состояние и от водителей поступает множество жалоб. Как будете решать эту проблему?

— Это проблема не только Калининграда. И в Москве есть ямы, и в Германии есть ямы. Мне рассказывали, что в Германии не латают ямы и не делают ямочный ремонт. Ничего подобного! Я сам ездил на дорожные предприятия и лично это видел. И в Финляндии я видел то же самое, и в Америке такая работа проходит.

Да, у Калининграда и в этом плане есть особенность — это большое количество осадков, переходы через температурный ноль. Вода попадает в поры и разрывает покрытие. Мы сейчас ежедневно выполняем какие-то ремонтные работы. Учитываем обращения граждан и обследуем сами дороги. Сейчас планируем работы в рамках сплошного перекрытия, чтобы уже в марте начать ремонт.

Что вы имеете в виду под сплошным перекрытием?

— Это когда дорогу чинят от борта до борта: не ямочный ремонт, а сплошная замена верхнего слоя. Мы немножко подкорректировали подход. Раньше работы по содержанию улично-дорожной сети проводили в Калининграде круглый год. Сейчас я ставлю задачу 70% работ провести весной за три месяца. Чтобы летом не заниматься текущим ремонтом — сделать, нанести разметку и всё. Дальше будем смотреть по состоянию уличной сети и наличию средств. Если удастся, то второй этап проведём осенью. Летом не хотелось бы греметь катками и укладчиками.

Многие калининградские водители считают ямочный ремонт неэффективным. 

— Я часто слышу мнения автомобилистов, но это вещь весьма специфическая. Почему может вылетать асфальт? Потому что на дороге давно не делали капитальный ремонт — там стёрлось основание, щебень просто стёрся. Поэтому бесполезно делать сплошное перекрытие, там нужны капитальные работы. Люди просто не представляют, какой объём работы нужно выполнить! К сожалению, мы не можем быстро провести капитальный ремонт на всех улицах, которые этого требуют.

Как относитесь к брусчатке на дорогах? Стоит ли её оставлять или лучше убрать?

— Первое, что хотел бы сказать — осталось очень мало организаций, которые умеют укладывать брусчатку. Это объективно. Где бы я ни смотрел — ну не стоИт она! Второе — брусчатка нужна не везде. Недавно выезжали на улицу Красную, где старые дома, архитектура и не очень интенсивное движение. В таких местах брусчатку, безусловно, нужно оставлять.

С другой стороны, мы в прошлом году убрали булыжное покрытие с пяти перекрёстков в Калининграде и получили положительные отзывы от людей. Всего таких мест в городе 45. Постепенно мы будем все их приводить в надлежащее состояние. Пропускная способность увеличивается процентов на 40.

02

А на каких перекрёстках в 2023 году уберут брусчатку?

— Пойдём от центра города по основным магистралям. Где именно уберём — я пока вам не скажу. Перечень не сформировали, но хотим сделать максимальное количество. Экономию от аукционов по госзакупкам будем кидать в эту же копилочку.

Вы рассказывали, что планируете восстанавливать исторические тротуары в Калининграде. О каких объектах идёт речь и что именно планируете делать?

— Мы взяли за пример улицу Красную. Посмотрели — там сохранилась немецкая тротуарная плитка. Увидели исторические фотографии. Будем максимально приближаться к этим образцам и по качеству, и по типологии, и по расцветке. Если делать, то нужно капитально подходить. Также рассматривали улицы Брамса, Носова и другие. 

А какое покрытие стоит использовать для тротуаров в Калининграде — плитку или асфальт?

— Я стараюсь сейчас много гулять по Калининграду. Прошёл почти всю улицу Гагарина и в одном квартале увидел четыре типологии плитки и расцветки. Ну это же бред! Плюс покрытие много где разрушается — нужно следить за качеством.

Будем отслеживать поставщиков плитки, которые нас устраивают. Плитка не должна разрушаться на следующий год, так нельзя работать. Ну и нужно следить за расцветкой и типологией.

То есть не асфальт?

— Почему же не асфальт? На магистральных улицах это вполне допустимо и комфортно, можно комбинировать. Надо посоветоваться с архитекторами.

Недавно министр строительства и ЖКХ Сергей Черномаз предложил переложить брусчатку на проспекте Мира на бетонные плиты. Как вы оцениваете такую идею?

— Технологически это оправданно, сильных просадок не будет.

Но и цена сильно вырастет.

— Конечно, удорожание будет минимум в два раза по сравнению с обычной технологией. Я обратил внимание на то, что сейчас мало кто умеет укладывать брусчатку. Немцы ведь не использовали жёсткое основание, не клали её на бетон.

Bryschatka13

Тогда и нагрузка на дорожную сеть совсем другая была.

— Согласен, но сейчас в Европе и с возросшей нагрузкой брусчатка во многих местах стоит. Нас никто не учил в России укладывать брусчатку. Я по образованию инженер-строитель. Меня учили строить дороги, тротуары и так далее. С брусчаткой в России работают единицы.

Сейчас есть ограничения, конечно, но я бы хотел использовать и зарубежный опыт. В своё время я привозил в Пермь технологию по обустройству верхнего строения колодцев. К нам приезжали специалисты из Германии и показывали нашему «Водоканалу», как быстро и качественно делать колодцы на дорогах.

Покажите, пожалуйста, и калининградским дорожникам такую технологию.

— Ну это всё в Перми осталось, передали в дар нашим сотрудникам. Надеюсь, что торговые и коммерческие связи восстановятся. Всё лучшее нужно перенимать и перетаскивать.

Когда вы работали в Перми, там отказались от троллейбусов. Решение не очень популярное. Как вы видите развитие этого вида транспорта в Калининграде?

— Я расскажу, почему мы в Перми отказались. Троллейбусы были старые и дублировали маршруты трамваев и автобусов. Мы посчитали это нецелесообразным. Лучше добавить другой транспорт. Сначала люди отнеслись настороженно, но потом поддержали нас.

В Калининграде немного другая ситуация. Сильного дублирования нет, но нужно развивать все виды транспорта. Сейчас мы по троллейбусам смотрим «Синару», Белоруссию. Машины на автономном ходу могут до 40 километров двигаться без присоединения к проводам. Это касается окраин в первую очередь, например, Чкаловска. Туда было бы интересно запустить такие троллейбусы.

Есть ещё такая идея фикс — я не успел её реализовать в Перми — убрать в центральной части города все провода. Есть троллейбусы на автономном ходу, а мы общались со специалистами и задавали вопрос, можно ли сделать трамваи на таком ходу. Нам ответили, что теоретически возможно.

Звучит как фантастика.

— Нужно ставить перед собой амбициозные задачи. Представьте, это стало бы шоком для приезжих и жителей города — разом убрать все провода. Нужно работать в этом направлении.

uhanov3

Как вы относитесь к идее ограничить въезд в центр Калининграда? 

— Вся наша деятельность направлена на увеличение пропускной способности дорог. Мы с этого года внедряем автоматизированную систему управления движением.

Те самые умные светофоры?

— Точно. Ничего там умного нет, всё давным-давно придумано. Мы начинаем работы в рамках нацпроекта, за два года планируем модернизировать 60 светофорных объектов, а всего в городе их 192.

Именно такое количество позволит улучшить движение в целом. Они должны работать синхронно. Если говорить просто, то это контроль за трафиком, активностью потока, видеокамеры, которые всё это фиксируют. Светофор ведь должен утром работать на въезд в город, а вечером в обратном направлении. 

В этом году у нас в планах 14 объектов, рабочие места, программное обеспечение и внедрение системы. Мы сейчас уже такую систему закладываем при реконструкции улиц. Это как раз борьба с пробками, о которых вы говорите.

Что касается ограничения движения и платности въезда… Этими вещами тоже будем заниматься. До конца года реализуем несколько проектов. Мы сделаем парковки, но вопрос их оборудования — это другая тема.

Бесплатных парковок в центре быть не должно?

— Не бывает узких улиц и свободного движения. В Перми мы лет 7-8 назад вводили платные парковки вдоль улично-дорожной сети. Ведь в чём проблема? Сотрудник приезжает на работу и на 8 часов забывает о машине. Вечером уезжают домой. А человек, который приезжает в центр по своим делам на 20 минут, не может припарковаться. У нас нет самоцели запретить парковку, нужно сделать город комфортным для людей. 

В Перми вы ещё активно занимались транспортно-пересадочными узлами. Насколько реально обустроить их в Калининграде? Власти довольно давно занимаются этим вопросом, но пока не вышло.

— Есть соглашение между РЖД и правительством региона, где определены места для размещения ТПУ. Ни одно из этих решений пока не принято по разным причинам. Мы хотим возобновить работу. Я считаю, что такие узлы нужно делать по принципу «сухие ноги», чтобы человек мог выйти с ж/д транспорта и быстро пересесть в другой, максимально сократив количество пройденных метров. В противном случае эффекта не будет. Будем обсуждать со всеми заинтересованными лицами этот вопрос.

Это перспектива какого года?

— В течение первого полугодия мы пересмотрим объекты и другие моменты. Я был на Северном и Южном вокзалах. На Южном, кажется, и трамвай есть, и межмуниципальный автовокзал, но там не реализован принцип сухих ног, это не ТПУ в чистом виде. На Северном вокзале лёгкая конструкция, там можно было бы реализовать такой проект, он достаточно недорогой.

Что вы думаете о планах по снижению скорости на центральных улицах?

— Там, где нужно — будем снижать. Я поездил по городу и не нашёл мест, где люди сильно гоняют. Средняя скорость движения обычно не превышает разрешённую.

Мы всё равно устанавливаем знаки там, где есть очаги аварийности и встречные потоки. На комиссии по безопасности движения все вопросы рассматриваем.

В Калининграде начали активно устанавливать бело-лунные светофоры. Это как-то изменило ситуацию на дорогах? Далеко не все водители понимают, для чего они вообще нужны.

— За 2022 год у нас больше 70% аварий с участием пешеходов, это очень высокий процент. Мы смотрим разные мероприятия, чтобы его понизить. Уделяем внимание освещённости, видимости дорожных знаков и светофорных объектов. Деревья мы все любим, но они не должны мешать водителям видеть знаки. За этим следить будем строго.

Плюс нужно уделять внимание пропаганде. Нам в голову с детского сада вложили, что трамвай нужно обходить спереди, а автобус сзади. Детей сейчас этому не учат. Нужно организовать такую работу обязательно.

А что вы думаете по поводу заборов вдоль дорог? Стоит ли менять металлические конструкций на живую изгородь?

— Давайте прекратим это обсуждать и спорить. Есть ГОСТы по безопасности дорожного движения, есть правила и федеральные законы. Там чётко сказано, что в районе перекрёстков нужно их устанавливать, как бы нам хотелось или нет. Это связано с тем, что кто-то может перебежать — по ошибке, пьяный или ещё как. 

Я не сторонник того, чтобы везде ставить заборы. Где возможно, мы будем комбинировать и сажать живые изгороди. Но в местах концентрации ДТП их надо ставить обязательно.

kyst

Как будете бороться с дублированием маршрутов общественного транспорта? Большинство автобусов в Калининграде ходит по эстакадному мосту, хотя есть и Вторая эстакада, скоро появится новый автомобильный мост рядом с двухъярусным.

— Это сложный вопрос. Ситуация в любом случае изменится, когда мы будем ремонтировать эстакадный мост. Он находится в предаварийном состоянии, в ограниченно работоспособном. Рекомендации нам даны до 2025 года — ограничение скорости и нагрузки. Ремонт моста непростой и дорогой, некоторые пролётные строения однозначно подлежат полной замене. Чтобы вы понимали всю серьёзность.

Что касается схемы движения общественного транспорта, то мы её будем корректировать в этом году. Сразу скажу, речь не идёт о глобальных изменениях, потому что это всегда вызывает вопросы от населения. Даже перемещение остановки на сто метров вызывает вопросы. Но есть новые точки роста, строятся целые микрорайоны, поэтому корректировка необходима.

А вы уже думали об изменениях в схеме движения транспорта в районе улицы Железнодорожной? После строительства моста там потребуются серьёзные решения и корректировки.

— Хорошо, что вы понимаете масштаб проблемы. В течение этого года мы должны определиться с подходами к этому мосту. И плавно увязать открытие моста с этими планами. Пока ещё рано о чем-то говорить, но думаем об этом.

Давайте поговорим о конкретных объектах в Калининграде. Как обстоят дела со строительством и проектированием так называемых дублёров Артиллерийской с новым выходом на Невского. Я живу в этом районе и вижу, как нужны эти улицы.

— Я тоже живу в этом районе, согласен с вами. По Закатной идёт проектирование, мы контролируем, обсуждаем. К концу года должны получить проект. Там планируют четырёхполосную дорогу с выездом на Невского и  хорошей развязкой. Это будет очень недешёвый, но нужный проект.

По Лучинского первый этап уже отторговали, сейчас ищем деньги на второй. Проект до Закатной уже готов, улица Мариенко тоже в экспертизе. В конце первого квартала получим документы и будем искать деньги. Также в том районе проектируем улицу Орудийную. Её планируем отремонтировать и оставить двухполосной.

Лучинского и Мариенко — это всё-таки понятные и не глобальные проекты, а Закатная потребует больших вложений. Есть примерное понимание сроков?

— Да, денег потребуется много, пока нам не говорят даже укрупнённую сумму. Там с Невского будет очень непростая развязка, пока рассматриваем два варианта в двух уровнях и один — в плоскости. Конечно, лучше делать двухуровневую развязку на перспективу, но это очень большие деньги, без помощи региона и федерального центра нам не справиться. В конце года будем определяться с финансированием.

Улицу Карташева в этом году закончат?

— Да, если кратко. Подрядчик абсолютно нормальный, контролируем, сомнений пока никаких нет. Тихоокеанская в этом районе тоже рисуется. Расширим весь транспортный узел там.

Как обстоят дела с проектом реконструкции Советского проспекта?

— Сейчас проходит экспертиза, через две-три недели получим заключение. В бюджете пока денег нет, будем привлекать федеральные средства. 1,8 млрд — это огромные средства для городского бюджета. IMG20221103123507

В январе губернатор  Антон Алиханов анонсировал какие-то перемены на улице Октябрьской. О чём идёт речь?

— Там не будет каких-то революционных изменений. Мы обустроим парковки, сделаем более удобное перемещение для пешеходов, ограничим скоростной режим. Ломать ничего не собираемся.

После запуска трамвая №3 власти обещали мониторить ситуацию с пробками. Она действительно немного улучшилась, но только за счёт того, что водители стали чаще выбирать другие пути. Какие-то изменения там возможны?

— Мы мониторим и смотрим сейчас за обстановкой. На участке от Калинина до Багратиона раньше задержка была 10 минут, сейчас порядка 6-7 минут. Движение немножко рассосалось. Вы правы, люди привыкли и нашли альтернативы.

Немного увеличился пассажиропоток на тройке. Цифры пока не большие, но прибавка есть. В июле мы получим проект по переносу трамвайных путей к Дому искусств. Примерно в середине 2024 года мы закончим этот проект. Всё в комплексе там сделаем.

А есть понимание, как вообще там транспорт поедет на время работ?

— Несколько раз вопрос этот обсуждали. Скорее всего, будем работать по полосам, но точно определимся после разработки проекта. Я не сторонник полного перекрытия, наверное, будем перекрывать частично.

Что вы можете ответить людям, которые недовольны установкой светофоров, которые приводят к пробкам? В последнее время такие объекты появились на улицах Колхозной, у зоопарка, два на Горького.

— Давайте каждый будет заниматься своими обязанностями. Есть люди, которые отвечают за безопасность. Если есть очаг аварийности — нужно его закрывать. Сколько стоит человеческая жизнь и как это объяснить людям?

Но иногда же решения об установке светофоров признают ошибочными, например, на улице Дадаева.

— Давайте я разберусь, тут не могу вам ответить сразу, но помечу себе.

Самокаты на улицах Калининграда вас раздражают? Удастся с парковками решить проблему?

— Нет, не раздражают. Я сам на них иногда езжу. Но мы постановление подготовили, дождёмся, когда оно выйдет. Документ я прочитал, он достаточно чётко определяет все моменты и места размещения в том числе. Надеюсь, он будет работать.

Калининград, по-вашему, комфортный город для автомобилистов или пешеходов?

— Пока для автомобилистов. А это неправильно! Будем бороться с этим. Сегодня, например, автомобилисты могут практически везде поставить машину. Посмотрите, во что превратилась улица Сергеева. У меня в голове не укладывается. Как можно заезжать на тротуар? Это вопросы к воспитанию.

На него не только заезжают, но и активно по нему передвигаются.

— Это разве нормально? Машину можно поставить сейчас куда угодно — на тротуар, на газон и так далее.

Это такая калининградская особенность или общая тенденция?

— Это аномалия, связанная с бешеным количеством автомобилей и плохим развитием общественного транспорта. Вряд ли даже в Москве столько машин. Там люди с удовольствием ездят и на метро, и на автобусах, и на трамваях. Нам всё это только предстоит сделать. Иначе город развиваться не будет.

Подписывайтесь на Калининград.Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни области, читайте только самые важные новости в Viber , получайте ежедневный дайджест главного за сутки в основном канале в Telegram и наслаждайтесь уютной атмосферой и фактами из истории региона — во втором телеграм-канале

Нашли ошибку в тексте? Выделите мышью текст с ошибкой и нажмите [ctrl]+[enter]

Комментарии

Обсуждайте новости Калининграда и области в наших социальных сетях

Архив новостей

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Видео

© Информационно-аналитический портал Калининграда.
Учредитель ООО «В-Медиа». Главный редактор: Чистякова Л.С.
Электронная почта: news@kgd.ru, телефон + 7 (4012) 507508.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ No ФС77-84303 от 05.12.2022г. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Перепечатка информации возможна только с указанием активной гиперссылки.
Материалы в разделах «PR», «Новости бизнеса» и «Другие новости» публикуются на правах рекламы.

Телефон редакции: (4012) 507-508
Телефон рекламной службы: (4012) 507-307

Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot

Электронный адрес редакции: news@kgd.ru
Афиша: kaliningradafisha@gmail.com
Рекламный отдел: reklama@kgd.ru

Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

18+
Longus penis basis vitae est!Реклама на Калининград.Ru
Редакция
Обратная связь
Developed by Калининград.Ru