Журналисты Калининград.Ru за последние пять лет посещали калининградский «Автотор» не один десяток раз. Мы сообщали о запуске производства новых моделей BMW, KIA и Hyundai, освещали недавнее подписание инвестиционного контракта с правительством России и рассказывали, как работают и чем живут сотрудники предприятия.
Однако большинство калининградцев вряд ли знакомо с производством на «Автоторе» так же хорошо, как мы. Для многих жителей региона предприятие — своеобразный «чёрный ящик», из ворот которого загадочным образом выезжают автомобили. Эти машины мы видим на улицах каждый день — и вот они для нас осязаемые и реальные.
Кроме того, существует статистика. «Автотор» — это половина от стоимости всей продукции, ежегодно выпускаемой в Калининградской области. Это четыре тысячи сотрудников и около 30 тысяч рабочих мест в смежных сферах. Это больше двух миллионов выпущенных машин за 25 лет. Это один автомобиль в минуту, сходящий с конвейера. Это четыре тысячи комплектующих, из которых производится каждая машина.
Но что это значит на практике? Как действует производство на «Автоторе»? В чём именно заключается работа сотрудников предприятия? И самое главное — насколько используемые на заводе технологии соответствуют современным стандартам?
Жители Калининграда могут найти ответ на этот вопрос, посетив традиционный заводской день открытых дверей. Однако ближайшая возможность для этого представится лишь осенью. А пока о производстве на «Автоторе» в очередной раз расскажем мы.
Рассказ в этот раз начнётся с конца технологической цепочки — чтобы сразу лучше представлять масштабы предприятия. Это один из складов готовой продукции на «Автоторе». Точнее, небольшая часть одного из складов. Вдалеке — три железнодорожные рампы, с которых каждый день в специальных вагонах-автовозах к дилерам уезжают по 800 машин в день.
Каждый из автомобилей — это четыре тысячи комплектующих. Большинство
контейнеров с комплектующими прибывают
в Калининград по морю, часть приходит с других предприятий области и из регионов России. После этого логисты и комплектовщики «Автотора» распределяют
эти детали по нужным цехам и участкам.
И на этом чисто ручной труд на заводе, по сути, заканчивается.
Остальные операции на «Автоторе» в значительной степени автоматизированы. Электро- и пневмоинструмент, роботы и электронное оборудование — важные элементы технологического процесса. Конечно, всем эти управляют профессиональные специалисты.
Технологии — ровно такие, как и на всех других современных автозаводах мира. А по некоторым параметрам калининградский завод даже превосходит зарубежные производства. Например, «Автотор» — единственное предприятие в мире, одновременно выпускающее более 40 моделей автомобилей.
Ну а чтобы не быть голословными, мы продемонстрируем вам технологии автозавода. При этом внимания заслуживают не только сами инновации, но и скорость их внедрения на производстве.
Осенью 2019 года «Автотор» проводил для калининградцев традиционный день открытых дверей, совмещённый с торжествами по случаю 25-летия компании. Одно из ключевых событий на мероприятии — экскурсия по производству с элементами интерактива. Посетителям тогда, например, предлагали в качестве эксперимента под руководством специалистов «Автотора» выполнить самые простые операции на линии сварки кузовов предыдущего поколения Kia Cerato.
Сейчас, спустя всего полгода, в сварочном цеху на первом
этаже комплекса в микрорайоне Космодемьянского прошли глобальные перемены. Здесь
появилась новая действующая линия сварки Kia Soul и готовится к пилотному запуску ещё одна сварочная
линия для новой модели.
«При запуске новых моделей на линии остаётся только 30%
оборудования — остальное обновляется и модернизируется. В производстве
одновременно находится более 40 моделей, причём каждый год модельный ряд
обновляется примерно на 30%. Поэтому процесс закупки, приёмки, монтажа и
отладки нового оборудования, кажется, не прекращается круглый год», — отмечает
во время мини-экскурсии по цеху Ирина Крылова, отвечающая на «Автоторе» за
запуск новых проектов.
«Последние автомобили предыдущей модели мы варили в декабре,
в январе начался монтаж нового оборудования, а в середине февраля состоялся
запуск пилотной партии новой модели. И кстати, сфотографируйте линию по
производству KIA Sorento
— в мае этой модели здесь уже не будет, ей на смену придёт новая», — обращает
внимание главный технолог завода.
Сейчас
на предприятии готовы четыре производственные линии полного цикла (сварка,
окраска и сборка) для легковых автомобилей, а также одна — для кабин
малотоннажных грузовичков Hyundai. Сварочное оборудование — одного из ведущих японских
производителей, а для запуска и наладки оборудования в Калининград приезжают 60
специалистов KIA из Южной Кореи. Многие из
них за последние годы стали своими на «Автоторе».
Специалисты обучают сотрудников «Автотора» и настраивают технику — начиная от пультов управления и заканчивая многотонными прессами, на которых происходит завальцовка элементов кузова будущего автомобиля.
Здесь же, рядом со сварочной линией, находится бокс с
координатно-измерительной машиной. Это оборудование, подобно аппарату МРТ в
медицине, снимает трёхмерную «мерку» со сваренного кузова и с точностью до 1,5
миллиметров фиксирует его геометрию. Это уже третье поколение измерительной
машины за последний десяток лет — на смену аналоговым технологиям 90-х годов
пришло максимально высокоточное немецкое оборудование.
«Аппарат фиксирует около 440 точек и их положение относительно друг друга. Эта фирма-производитель координатно-измерительной машины поставляет оборудование для многих компаний — в том числе и в ракетостроении. Машине, в принципе, всё равно, что измерять — запас точности огромный. Нужны сотые доли миллиметра — будут сотые, нужны стотысячные — будут стотысячные», — рассказывают специалисты отдела технического контроля.
Кстати, обратите внимание на тестовый кузов перед попаданием в координатно-измерительную машину. На него нанесены специальные метки — благодаря им сотрудники линии тренируют навыки установки кузовных элементов. Кроме того, на складских стойках неподалёку хранятся бампера, фары, фонари и элементы экстерьера — их «примеряют» непосредственно на тестовые кузова для контроля зазоров.
А ещё «Автотор» в соответствии с жёсткими требованиями
зарубежных концернов регулярно проводит испытание, от которого обливается
кровью сердце у любого автолюбителя. Сотрудники предприятия производят разрыв
тестового кузова — для проверки его прочности и контроля за качеством сварки.
Мощная гидравлика играючи растягивает и мнёт железо — всё ради того, чтобы
гарантировать безопасности водителя и пассажиров при возможном ДТП.
Эта практика не
заканчивается после тестовой сборки новой модели. Во время налаженного
серийного выпуска специалисты из отдела контроля регулярно отправляют на 3D-проверку и разрыв один из
300-400 кузовов — чтобы их прочность всегда была под наблюдением.
Параллельно с модернизацией сварочного производства
«Автотор» обновил оборудование в цеху окраски. В начале процесса сваренные
кузова поочерёдно проходят восемь ванн с реагентами, которые очищают сталь,
дают ей защиту от коррозии и подготавливают кузов к окраске. Толщина
катафорезного слоя или грунта измеряется 30-40 микронами. Это меньше диаметра
человеческого волоса, но более чем достаточно, чтобы кузов не «зацвёл» после
многих лет эксплуатации в сложных российских условиях.
В «стерильной зоне» по
нанесению видимого слоя краски и лака трудятся десятки немецких роботов, но
контроль за качеством окраски целиком лежит на людях. Они работают в
специальной пятиволновой камере с бестеневыми лампами — прямо как в
хирургической операционной. Их свет помогает увидеть малейшие дефекты на
покрытии и при необходимости вернуть кузов на доработку.
Производство на «Автоторе» изначально создавалось по лучшим
образцам зарубежных автозаводов. Сегодня опыт калининградцев уже перенимают за
рубежом.
Немного отклоняясь от темы окраски, заметим: за 20 лет
сотрудничества руководство BMW не раз признавало «Автотор» лидером по показателям качества
среди предприятий, на которых выпускаются автомобили баварского концерна.
Специалистов из Калининграда даже приглашают в качестве экспертов на запуски
новых производств BMW
за рубежом.
Калининградский производитель предлагает технологические новации и для производства корейских машин —
причём не только легковых. Например, для окраски кабин грузовиков Hyundai «Автотор» применяет
технологию с дополнительной антикоррозийной защитой. Такие машины, кстати,
закупаются и для коммунальных служб Калининграда (среди них, например, —
грузовики и мусоровозы МУП «Чистота»).
«С учётом российских климатических условий мы доработали технологию и теперь при окраске кабин, как и при окраске легковых автомобилей, наносим второй слой грунта. Тем самым мы повышаем эксплуатационные свойства грузовиков и спецтехники, которая производится на базе коммерческих автомобилей Hyundai», — отмечает Ирина Крылова.
Сейчас «Автотор» красит автомобили в восемь цветов, но через
пару лет планирует довести их количество минимум до 40. Зато сейчас, в
своеобразный переходный период, на предприятии освоили другую технологию —
нарядную двуцветную окраску моделей KIA.
Те, кто собирали масштабные модели самолётов, автомобилей и
другой техники, не удивятся основному принципу этой технологии. Часть корпуса
сначала покрывают одним цветом, а потом, замаскировав, то есть закрыв окрашенную
часть, наносят цвет на остальной корпус. Участок маскирования — одно из главных
нововведений в цехе окраски за последнее время.
В результате покупатели могут заказать машину в очень
стильном облике. Даже по нашему городу ездит несколько десятков KIA Soul с крышей, выполненной в
контрастном чёрном или красном цвете.
Чтобы воплотить новые проекты, приходится решать сложные
инженерные задачи. Например, две новые линии для производства по полному циклу легковых
автомобилей расположили на втором этаже корпуса в микрорайоне Космодемьянского.
В мировой промышленности это практически уникальный случай.
Удивляют и сроки освоения новых площадей. Ещё в конце 2016
года в гигантском новом помещении на втором этаже (на заводе его прозвали
«пеналом» из-за продолговатой формы) было пусто. А уже в феврале 2019 года с
линии в соседнем цеху сошли первые KIA Cerato нового поколения.
«Проектирование новых площадок вёл известный немецкий концерн Dürr. Но грамотные предложения от наших специалистов — например, как удобнее расположить оборудование — всегда рассматривались и воплощались в реальности. Обратите внимание и на такую деталь: погрузчик обут в шины из белой резины — а не из традиционной чёрной. Благодаря этому машина не оставляет следов на этом новом блестящем полу. Именно из таких мелочей складывается высокая культура производства», — подчёркивает Ирина Крылова.
Многие рутинные операции на заводе отданы автоматике. В частности, после окраски и сушки кузова самостоятельно попадают на сборочную линию по своеобразным «автомобилепроводам» под потолком корпуса — это повышает безопасность и ускоряет технические процессы.
Исключён человеческий фактор и при заправке готового автомобиля техническими жидкостями. Специальный аппарат за секунду проверяет системы охлаждения или кондиционирования на утечки и при разгерметизации физически не позволит залить в «дырявую» систему антифриз или фреон.
Автоматика играет ведущую роль и на следующем этапе в производственной цепочке. Например, тестовый стенд помогает оперативно подкорректировать развал-схождение колёс. Параллельно с проверкой геометрии подвески на компьютерном стенде программируется электроника автомобиля и прописываются ключи зажигания.
«Видите синие индикаторы и поле Pass? Это означает, что все
блоки и системы на этой машине были запрограммированы без ошибок», — поясняет
ведущий специалист по электронным системам управления Сергей Бедарев.
За 13 лет, которые Сергей работает на «Автоторе», автомобили
на конвейере получили десятки новых систем и опций. Они обзавелись радарами,
связываются со спутниками ГЛОНАСС, сигнализируют о спущенных шинах и
предупреждают водителя о машине в «мёртвых зонах» про перестроении. И при внедрении
каждой технологии предприятие обновляет свою техническую базу. Например, для
калибровки датчиков «мёртвых зон» применяются такие необычные шипастые стенды.
«Условно говоря, машина отправляет сигнал, сигнал отражается
от датчика Доплера и возвращается обратно. Получается своеобразный эхолот, как
на корабле. Но мы должны учитывать, что у разных машин — свои слепые зоны, свои
опции и свои параметры. Поэтому программное обеспечение для каждой модели —
особое. Внедрение и настройка таких программ — отдельная кропотливая работа», —
объясняет Сергей.
На фоне такого количества автоматики, роботов и компьютеризированных
стендов применять к «Автотору» понятие
«отвёрточная сборка» как-то даже странно. А тем, кто всё же до сих пор использует это
понятие, на заводе с удовольствием
демонстрируют свои «отвёртки». Одна из них — например, гайковёртная установка для соединения кузова и шасси за 200
тысяч евро. Сейчас, к 2020 году, общая сумма инвестиций в производство достигла
650 миллионов евро — дороговато для «отвёртки», не находите?
«Кто-то использует этот термин по отношению к «Автотору» по незнанию, а кто-то специально, когда это выгодно. Так или иначе, понятие «отверточная сборка» не имеет отношения к той технологии, которая применяется на заводе. Отвёрток у нас нет. На конвейере используется только электро- и пневмоинструмент, автоматический и полуавтоматический, а на многих участках производства — роботизированное оборудование, — отмечает Ирина Крылова.
Более того, к производству на «Автоторе» не применяется даже понятие «крупноузловая сборка». Это неверно и не соответствует действительности.
«Автотор» — это классическое конвейерное производство, как на любом заводе Hyundai, KIA или BMW. Крупноузловым способом (это когда на один автомобиль приходится от нескольких десятков до сотни узлов и деталей) мы производили некоторые модели премиального сегмента 10-15 лет назад. Сейчас на каждый автомобиль, который сходит с конвейера, приходится несколько тысяч комплектующих. Это никак не крупноузловая сборка», — объясняет главный технолог предприятия.
Несмотря на то, что качество автоторовских машин впечатляет
даже иностранных партнёров, систему менеджмента качества постоянно
совершенствуют и развивают. Отслеживание даже малейших дефектов многократно
ведётся по ходу всего производственного процесса — от проверки отдельных
элементов кузова до готового автомобиля.
При этом система контроля качества на калининградском предприятии
постоянно развивается. Вводятся дополнительные элементы контроля и
стимулирующие меры для качественного выполнения операций на каждом участке. Для
всех работников конвейера, например, действуют как доплаты за качество, так и
штрафы за брак. На каждом последующем участке производства проверяется качество
выполнения предыдущих операций. Так работает система «четырех глаз».
Мы уже упоминали тестовый трек, который без минимального стука в подвеске или скрипа в салоне должна пройти каждая машина. Однако даже перед пробной поездкой по асфальту специалисты «Автотора» убеждаются, что автомобиль собран без единого дефекта. Эта проверка, хоть и производится на специальных вращающихся барабанах, имитирующих движение машины, выглядит крайне сурово. По ходу процесса автомобиль, не сдвигаясь с места, то разгоняется до 120 километров в час, то тормозит, как будто попал в сложные дорожные условия.
Проверка на стендах, эффектные испытания на финальном этапе (например, проверка герметичности стёкол машины в специальной дождевальной камере), потом окончательная проверка на треке, и — как вишенка на торте долгого и сложного процесса создания автомобиля на «Автоторе» — окончательная приёмка. На этом этапе каждый контролёр лично отвечает за «подопечную» машину. Сотрудник ставит свою фамилию и подпись на документах, и автомобиль переходит в статус готовой продукции.
«Казалось бы, всё, контроль закончен? Но нет. Есть еще и дополнительная внешняя служба контроля. Уже после прохождения контроля качества специалистами «Автотора» автомобиль поступает на проверку PDI (Pre-Delivery Inspection — контроль перед непосредственной отправкой дилеру). Эта служба работает независимо от производства, поскольку организована нашими партнёрами — компаниями-брендодержателями. Получается такой дополнительный контроль за работой наших контролёров качества. И только после этого машина, наконец, идёт на склад готовой продукции и затем на погрузку», — рассказывает Ирина Крылова.
Однако работы у такой службы немного. По статистике «Автотора», до последнего, независимого этапа проверки не доживают даже малейшие дефекты — обнаруживаются и устраняются еще на этапе внутреннего контроля на предприятия. И только на этом процесс производства, в результате которого каждый день навстречу новым покупателям отправляются 800 новых машин «родом из Калининграда», можно считать завершённым.