Акварели М. Волошина на выставке живописи русских художников XIX-XX веков из собрания ярославского художественного музея.
Русский поэт, переводчик, художник пейзажист, художественный и литературный критик, общественный деятель — Максимилиан Волошин был талантливой и многогранной личностью. Его стихотворения — драгоценные жемчужины в ожерелье поэтов Серебряного века, его переводы порой затмевают сами оригиналы, его статьи о великих русских художниках и ныне являются недосягаемым образцом художественной критики. Но мало кто знает, что он сам был замечательным художником-пейзажистом.
Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в семье судьи и с детства был человеком с нестандартно-философским складом ума. Когда-то он рассказывал о себе: «С 5 лет я самостоятельно читал книги: Пушкина, Лермонтова и Некрасова, Гоголя и Достоевского, и немногим позже — Байрона и Эдгара По… В 1897 г. я окончил гимназию и поступил на юридический факультет в Москве, но ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью. Это были просто десять драгоценнейших лет, начисто вычеркнутых из жизни». Самые светлые воспоминания детства и мечты юности связаны у Волошина с Крымом и Черным морем. Мечты сбылись, когда мать, одна растившая Максимилиана, купила участок земли на самом берегу моря в долине Коктебеля. В долине, где плывут облака, рождая причудливые образы, где они, застывая, образуют «лунный» пейзаж, так часто повторяющийся в акварелях Волошина. Где чуть вдали высятся скалы Карадага, сходящие в море, где все овеяно мифами древней Греции. Волошин любил этот особенный, античный дух Коктебеля. Может быть, именно поэтому скульптор Максим Малашенко изобразил его в образе греческого вседержителя Зевса.
Максимилиан Волошин был не только талантливым, но и весьма оригинальным человеком. Был оригинален и в одежде — ходил с посохом, в полотняном балахоне, часто босой. Среди его друзей тоже было много неординарных личностей: Гумилев, Цветаева, Брюсов, Пикассо, Модильяни.
Как художника-пейзажиста Волошина вдохновляли не только пейзажи Крыма, но и природные особенности Каталонии и юга Испании. Любуясь их красотой, он однажды пешком прошел по дорогам Перенеев до Андорры.
Акварели, гуаши, темперы художника отличаются фотографической точностью в передаче холмов, равнин, скал, морских заливов, хотя ни один пейзаж не был написан с натуры. О своем творчестве сам Волошин писал: «В методе подхода к природе, изучения и передачи ее я стою на точке зрения классических японцев. Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать. В пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, им должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью». Самому Волошину это, безусловно, удавалось. В своем коктебельском доме он создавал изящные творения, встречался с именитыми друзьями, рассуждал о вечном. Здесь, 80 лет назад, он нашел и свой последний приют.
Познакомиться с творчеством художника калининградцы могут на выставке «Море. Солнце. Крым» в Калининградской художественной галерее, где, среди живописи великих русских художников (Айвазовского, Верещагина, Коровина, Левитана), представлены 6 акварелей мастера.
Количество просмотров: 5061
© Информационно-аналитический портал Калининграда. |
Телефон редакции: (4012) 507-508 Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot Электронный адрес редакции: news@kgd.ru |
18+ Реклама на Калининград.RuРедакция Обратная связь |