МузыКАНТы на острове Канта. Ремесло экстаза
Всемирный день философии на острове Канта
Liebestod
С 2002 года в третий четверг ноября по регламенту ЮНЕСКО отмечается Всемирный день философии. Второй год подряд этот день отмечает и Кафедральный собор на острове Канта. Множество мыслителей утверждали, что суть философии заключается в удивлении. И 15 ноября Кафедральный собор удивит своих гостей разнообразной программой, через которую красной линией проходит тема Liebestod (любовь/смерть) - соприкосновение и взаимопроникновение жизни, любви и смерти.
В 15.00 музыкально-философский марафон откроют традиционные Беседы за роялем заслуженного артиста России, доктора искусствоведения Михаила Аркадьева.
В 17:00 философскую эстафету примет доктор филологических наук, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Владимир Гильманов, который предпримет попытку рассмотреть метаморфозы Liebestod сквозь призму Любви. Тема его открытой лекции - «Любовь как точка бифуркации Жизни и Смерти».
- Мир – это среда, в которой каждый входящий в нее обречен на любовь, - говорит Владимир Гильманов. - Тайна любви, при всей ее всеохватывающей всеобъемлемости, является одной из самых не разгаданных загадок в истории человечества. Эта тайна имеет прямое отношение к тайне музыки, тайне человеческого сознания, но прежде всего – к тайне движка всего мирового процесса. В лекции, которую я хочу предложить тем, кто придет 15 ноября в Кафедральный собор, будет как раз предпринята попытка прикоснуться к этой грандиозной тайне мироздания.
В 19.00 Всемирный день философии на острове Канта продолжится концертом LIEBESTOD: «ремесло экстаза» продемонстрируют известные исполнители Михаил Аркадьев (фортепиано), Анна Кошкина (виолончель), Айлен Притчин (скрипка), Дмитрий Булгаков (гобой). В концерте также примут Ксения Авраменко (флейта), титулярные органисты Кафедрального собора Евгений Авраменко и Мансур Юсупов и Камерный оркестр Калининградской областной филармонии имени Е.Ф. Светланова (художественный руководитель и главный дирижёр - заслуженный артист России Александр Андреев). В программе концерта - произведения, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, А. Вивальди, И.С. Баха, Р. Вагнера, А. Шнитке, П. Чайковского, А. Пьяццоллы, Э. Морриконе, Л. Десятникова, Л. Йыэлехта.
Михаил Аркадьев впервые представит на суд публики свое новое сочинение «Сарабанды».
- Есть особое место на земле - это остров Канта в Калининграде, - говорит Михаил Аркадьев. - Место, где похоронен великий философ, оказавший влияние на всю человеческую историю и, в том числе, на музыку. Объединение философии и музыки состоится во второй раз в День философии 15 ноября. Я счастлив во второй раз участвовать в этом замечательном проекте Веры Таривердиевой «МузыКАНТы на острове Канта» под нашим совместным брендом «Ремесло экстаза». Я расскажу о «Пиковой даме» Чайковского, о связи романтической темы любви и смерти. Сыграю «Смерть Изольды» Вагнера-Листа в варианте рояль плюс орган с кульминацией в органе. Это будет мировая премьера этого варианта. Также будет мировая премьера моего нового, только что написанного произведения «Сарабанды». Оно посвящено этому удивительному танцу, совмещающую в себе и безумие, и страсть, и даже погребальность. И, наконец, «Ночной Ба» - Хорошо темперированный клавир, первый том.
В 22.00 Всемирный день философии на острове Канта завершит «Ночной Бах» - первый том «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Заслуженного артиста России Михаила Аркадьева (фортепиано).
СПРАВКА
Общеизвестным фактом является связь термина «Liebestod» с творчеством Рихарда Вагнера и рождением оперы «Тристан и Изольд»: композитору принадлежит не только идея выделения нового пограничного состояния между двумя полюсами, любовью и смертью, и его гениальное музыкальное воплощение, но и новая вербальная конструкция, «слово-кентавр», обозначающее «фатальное родство Эроса и Танатоса». Авторство Вагнера доказывает ремарка в программе-пояснении, подготовленной композитором для концерта 27 декабря 1863 года: «Тристан и Изольда» Вступление (Liebestod). Масштабы влияния философских идей композитора на последующее развитие европейской культуры столь значительны, что дают возможность говорить о Liebestod как явлении архетипического плана. Вагнеровский «неологизм» не имеет точного перевода: исследователи творчества композитора предлагают различные варианты – и приблизительные «смерть в любви», «смерть от любви», «смерть через любовь», и дословный «любовь/смерть», где черта между частями «слова-кентавра» графически подчеркивает символическую неразрывность этих двух компонентов единого состояния.
Стоимость билетов: от 400 до 700 руб.
Билеты продаются в кассе Кафедрального собора, а также онлайн на kassir.ru.
Будем рады видеть Вас в Кафедральном соборе!
12+
Четверг 15.11.18 |
Количество просмотров: 515
© Информационно-аналитический портал Калининграда. |
Телефон редакции: (4012) 507-508 Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot Электронный адрес редакции: news@kgd.ru |
18+
Реклама на Калининград.RuРедакция Обратная связь |