Адрес: ул. Портовая, 39, телефон 8 (4012) 63-27-42.
Время работы: с 10.00 до 18.00. Касса работает до 17.00.
Выходные дни - понедельник и вторник.
Фридрихсбургская крепость сооружалась как цитадель для Первых вальных укреплений Кёнигсберга (ныне Калининграда). Эти укрепления построены в 1626-1634 годы из-за угрозы захвата города шведским королём Густавом Адольфом, армия которого находилась в Пиллау (ныне город Балтийск в Калининградской области).
В 1657 году в западной части Первых вальных укреплений по указанию великого курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбургского на южном берегу реки Прегеля построена крепость Фридрихсбург. Она была расположена на месте бывшего дома таможни.
Проект крепости Фридрихсбург разработал прусский инженер и математик Христиан Оттер (1598-1660 годы). Он изобрёл голландскую систему постройки крепостей – окружение крепости широким водным рвом. Возведением крепости руководил Георг Нойманн, который позже построил первый мол в Пиллау. Первым комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм. В 1670 году его преемником стал Иоганн фон Гилле.
Крепость Фридрихсбург начали возводить в качестве земляного сооружения со встроенным в тело вала «колпаком» — сводчатым кирпичным казематом. На четырехугольном дворе, окруженном земляными валами, находился целый ряд зданий: комендатура, казармы и амбары, гауптвахты для солдат и офицеров, тюрьма, а также церковь, пивоварня, хлебопекарня. Во внутренних помещениях имелось достаточно места для размещения небольшого постоянного гарнизона с необходимыми запасами. Гарнизон крепости состоял из 150 человек. При необходимости можно было разместить гарнизон большей численности. Это расширяло возможности власти курфюрста, в частности, по подавлению внутренних беспорядков в Кёнигсберге. При нападении неприятеля на город гарнизон крепости самостоятельно выступал главной опорой обороны – цитаделью.
Четырём бастионам цитадели были присвоены благозвучные имена: Изумруд, Топаз, Рубин, Алмаз. Названия этих камней означают три средневековых города Кнайпхоф, Лёбенихт, Альтштадт и Кёнигсбергский замок. Цвета трёх камней совпадают с гербами, а последнего символизирует монархическую власть.
В 1843-1862 годы вокруг Кёнигсберга сооружаются Вторые вальные укрепления. Это побудило провести реконструкцию старой крепости Фридрихсбург в одноимённый форт, отвечавший всем требованиям оборонительных сооружений того времени. Форт Фридрихсбург вошёл в состав южного фронта Вторых вальных укреплений Кёнигсберга.
В 1852-1858 годы в восточной стороне форта «Фридрихсбург» возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот был Август Штюлер, придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV.
На земляных валах по периметру форта сооружена кирпичная оборонительная стена. В 90-е годы XIX века проводилась последняя модернизация форта. В то время были пристроены к кирпичной оборонительной стене дополнительные казармы.
В начале XX века пояс Вторых вальных укреплений Кёнигсберга считался уже устаревшим и не пригодным для длительной обороны, поэтому 23 августа 1910 году правительства Германской империи предписало распоряжение исключить из системы обороны Кенигсберга ряд защитных сооружений. Форт Фридрихсбург был в их числе. Данная часть территории южного фронта Вторых вальных укреплений передавалась управлению Имперской железной дороги. После этого сооружения были проданы под строительство грузового вокзала. Железнодорожная казна выплатила военному ведомству компенсацию в 8,5 млн. марок. Валы были срыты, рвы форта «Фридрихсбург» засыпаны. Основная часть его сооружений в 1916 году была разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути и устроена грузовая станция. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона.
Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года Фридрихсбургские ворота подверглись разрушению. У них была утрачена юго-восточная башня и южная часть восточной стены кордегардии. В послевоенное время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна. В 1960 году Фридрихсбургские ворота были взяты на государственную охрану как памятник архитектуры.
В 2002 году этот памятник получил статус объекта культурного наследия федерального значения. В марте 2007 года Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана.
Проделана большая и кропотливая работа. Территория вокруг Фридрихсбургских ворот еще приводится в порядок, но фортификационному сооружению практически вернули первоначальный вид. Отсюда российский император Пётр I уехал в Европу учиться кораблестроению, поэтому и экспозицию, которая предстанет перед посетителями с 27 мая, назвали «Корабельное воскресение».
Экспонаты для экспозиции прибывают из разных уголков России. История кораблестроения и морская наука будут представлены не только в фотографиях и рисунках, но и в "живых" экспонатах. На "Ладейном дворе", или как его иначе называют «Адмиралтейство», которое будет построено к концу этого года, разместятся образцы традиционных российских лодок - "берестянка" из Вологды, струг азовский, байдарка чукотская, и другие, которые уже изготовлены или заказаны для центра. Помимо этого, здесь будут осуществлять реставрацию находок подводной археологии, в том числе - старинных судов.
Кроме того, историко-культурный центр "Корабельное воскресение" станет одной из площадок проведения массовых праздничных мероприятий, исторических реконструкций для калининградцев и гостей города.
12.06.2015 Пятница | |
---|---|
«Фридрихсбургские сезоны» |
10.07.2015 Пятница | |
---|---|
«Фридрихсбургские сезоны» |
24.07.2015 Пятница | |
---|---|
«Фридрихсбургские сезоны» |
04.09.2015 Пятница | |
---|---|
«Фридрихсбургские сезоны» |
© Информационно-аналитический портал Калининграда. |
Телефон редакции: (4012) 507-508 Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot Электронный адрес редакции: news@kgd.ru |
18+ Реклама на Калининград.RuРедакция Обратная связь |