Мстёра — жемчужина России

Мстёра — жемчужина России

С 24 октября Калининградская художественная галерея приглашает на выставку «Мстёра — жемчужина России» из Музея декоративно-прикладного искусства в Москве, приуроченную к 90-летию лаковой живописи.

 

В экспозиции представлены 64 лаковые миниатюры работы мстёрских мастеров. Поселок Мстёра – старинный художественный промысел во Владимирской области, где сохранялись традиции древнерусской иконописи. В дореволюционное время  Мстера наряду с Палехом и Холуем входила в число трех уникальных русских иконописных сел. В годы советской власти мстерские иконописцы создали артель «Древнерусское искусство» (1923 г.) для росписи изделий из дерева, а затем, вдохновленные успехом Палеха, обратились к лаковой живописи на папье-маше.

 

Датой рождения мстёрского лакового промысла принято считать июнь 1931 г., когда бывшие иконописцы объединились в артель «Пролетарское искусства». В нее  вошли Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин,  Е.В. Юрин, В.Н. Овчинников и ряд других художников, впоследствии признанных выдающимися мастерами лаковой миниатюры. Технология производства изделий из папье-маше была заимствована у миниатюристов знаменитого села Федоскино, а приемы многослойного миниатюрного письма темперой – красками, разведенными на яичном желтке – сохраняли преемственность с прежней иконописной техникой. Любимыми темами мстёрских художников были народные сказки и былины, произведения русской классической литературы, героическое прошлое русского народа и художественное отражение современности.

 

Новое мстёрское искусство быстро получило международное признание. На Всемирной выставке в Париже 1937 г. ведущие художники промысла были удостоены Гран-при и золотых медалей, в 1939 г. их работы были успешно представлены в Нью-Йорке.

 

В основу стиля лаковой миниатюры Мстёры легли, в первую очередь, местные иконописные традиции, отличающиеся большим многообразием – от высокохудожественных «стильных» икон, ориентирующихся на лучшие образцы древнерусской живописи, до поздних «строгановских писем» с их тщательно разработанными пейзажными фонами и дешевой «расхожей» иконы. Большое влияние на мстерскую миниатюру оказал также лубок (народная гравюра). Однако уже со второй половины 1930-х гг. идеологические установки сталинской эпохи потребовали от художников «реализма» в живописи, что грозило мстерской лаковой миниатюре уподоблением станковой картине тех лет. И все же мстёрское искусство сумело сохранить свою самобытность благодаря повышенному декоративному чутью бывших мастеров иконописи, их умению создавать неповторимые по красоте цветовые сочетания и сохранять особые живописные приемы в написании деталей.

Калининградский музей изобразительных искусств
Суббота
11.01.14

Количество просмотров: 25137

Мы в социальных сетях

Видео

© Информационно-аналитический портал Калининграда.
Учредитель ООО «В-Медиа». Главный редактор: Чистякова Л.С.
Электронная почта: news@kgd.ru, телефон + 7 (4012) 507508.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ No ФС77-84303 от 05.12.2022г. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Перепечатка информации возможна только с указанием активной гиперссылки.
Материалы в разделах «PR», «Новости бизнеса» и «Другие новости» публикуются на правах рекламы.

Телефон редакции: (4012) 507-508
Телефон рекламной службы: (4012) 507-307

Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot

Электронный адрес редакции: news@kgd.ru
Афиша: kaliningradafisha@gmail.com
Рекламный отдел: reklama@kgd.ru

Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

18+
Longus penis basis vitae est!Реклама на Калининград.Ru
Редакция
Обратная связь
Developed by Калининград.Ru