В Калининградской области более 320 детей-сирот. В центрах помощи они обеспечены всем необходимым, а персонал и воспитатели стараются создать комфортные условия для жизни. Но у таких ребят чаще всего нет человека, который защищал бы только их интересы, стал опорой и научил вновь доверять миру. Вернее, не было. В регионе уже два года действует программа благотворительного центра «Верю в чудо» «Свои люди». Калининград.Ru рассказывает, какой путь проходят наставники вместе со своими подопечными из детских домов.
Идея модернизировать программы поддержки ребят, оставшихся без попечения родителей, возникла в «Верю в чудо» пару лет назад. Тогда в центр устроилась Мария Черняева. Девушка семь лет руководила программами профориентации детей-сирот в Калининградской области и даже защитила диссертацию на эту тему. Так в 2019 году появился проект наставничества «Свои люди»». Его решили реализовывать в партнёрстве с крупным новосибирским благотворительным фондом «Солнечный город», где подобная программа существует уже восемь лет.
В проекте задействованы руководитель Мария Черняева и психолог Ирина Тихова (она много лет занималась подбором детей в приёмные семьи). Программа нацелена на ребят от 12 лет — скорее всего, их никогда не усыновят. Всего участвуют четыре детских дома в Калининграде, Багратионовске, Гусеве и Зеленоградске. Наставники проходят обучение (четыре многочасовых тренинга) и собеседование. На основе психологического портрета создают пару — сейчас их уже 32.
«Наставник — это в первую очередь друг, он направляет ребёнка. Не агрессивно, а через дружбу, через открытие возможностей. По сути наставник — это окно ребёнка в мир. Через него ребёнок познаёт дружбу, любовь и семью, отношение к родителям, видит профессию, труд, работу, хобби. Это то, чего, возможно, он не видел никогда», — объясняет Мария.
Наставник берёт на себя и другие роли. Например, адвоката, который всегда заступится. Воспитатели в детском доме пытаются быть объективными в решении любых конфликтных ситуаций и не встают на чью-то сторону. «А ребёнку больше всего нужна защищённость. Ведь это травмированные дети: они пережили разлуку с родителями, многие пережили насилие, это дети, которым особенно требуется поддержка и защита», — отмечает куратор проекта.
Наставникам никогда не рассказывают о прошлом ребёнка. Но каждый из них готов выслушать подопечного, когда того буквально «прорвёт» и он начнёт выплёскивать свою боль. Для этого участников проекта обучают специальным техникам. «Самое главное — не выдать эмоцию, когда ребёнок рассказывает, что его папа бил головой о стену или ещё что-нибудь. Должно быть абсолютно стеклянное лицо, которое не выдаёт эмоций. Просто потому, что ребёнок больше испугается реакции. Он решит, что если уж его наставник заплакал от того, что я рассказал, то со мной действительно происходило что-то ужасное. А наша задача не в том, чтобы ребёнок получил новую травму, а в том, чтобы он освободился», — подчёркивает Мария.
«Когда в жизни детей появляется надёжный взрослый, у них возрастает доверие к миру, к людям, появляется возможность открыться», — отмечает Мария Черняева изменения в подопечных. Благодаря поддержке наставников ребята могут выбрать профессию по душе и после детдома начать жить самостоятельно так, как они хотят.
Но не меньшее влияние оказывает программа и на жизнь самих наставников. «Это совершенно другое чувство себя. Когда человек делает что-то настолько значимое в жизни, он по-другому начинает смотреть на мир. Потому что это реально люди, которые меняют жизнь одного человека на Земле, но так, как не может сделать никто другой», — заявляет Мария. При этом наставничество — это чувство братства и постоянное саморазвитие на регулярных тренингах и собраниях.
«Мы очень благодарны калининградским Центрам помощи детям и региональному министерству социальной политики за то, что участвуют в реализации проекта наставничества, поддерживают это направление. Вместе мы можем больше», — подчёркивает директор Благотворительного центра «Верю в чудо» София Лагутинская
В наставничество идут люди разных возрастов, интересов и профессий. И некоторые из них рассказали Калининград.Ru свои истории.
Мужчина в яркой жёлтой футболке включает музыку: по комнате разносится бодрый хит из «Рокки-3». Звук словно отскакивает от стен с мотивирующими плакатами «Каждый может стать творцом», пробегает по блестящим керамическим чашкам и блюдцам на стеллажах и ныряет под гончарный круг.
Рядом с мужчиной держится мальчик в чёрной толстовке. Это 15-летний Лёша и 37-летний Олег — подопечный и наставник. Совсем скоро гончарная школа «Колокол» наполняется детьми, родителями и персоналом: в выходной день всегда плотное расписание мастер-классов и праздников.
Олег Кушнир открыл гончарную школу по франшизе три года назад, когда вместе с женой вернулся в родной для них Калининград. До этого в Пскове он занимался собственным производством пастилы, а ещё раньше — 15 лет прослужил в воздушно-десантных войсках.
«Мы открылись не для творческих людей, они всегда себя найдут. Мы открылись для нетворческих, потому что каждый может стать творцом. Я надеюсь, что мы с Лёшей дойдём до этого, чтобы Лёша на себе испытал это состояние», — отмечает Олег.
Лёша не знает, считать себя творческим или нет, но признаётся, что больше всего ему нравится футбол — в Багратионовске он ходит в спортивную секцию. Летом мальчик подрабатывал в «Колоколе» и быстро влился в коллектив. «Наставник должен дать удочку, а не рыбу. Человек должен сам научиться зарабатывать, и наставник может как раз дать какие-то навыки, которые помогут в дальнейшем», — объясняет Олег.
По словам Марии Черняевой, возможность обучиться ремеслу и самостоятельно заработать благотворно влияют на ребят из детских домов. «У детей появляется спокойствие, уверенность в себе, в завтрашнем дне, они начинают лучше себя чувствовать», — констатирует она.
О программе наставничества Олег узнал от психолога проекта Ирины Тиховой: она проходила обучение в гончарной школе. «У меня всегда витала идея, мысль, что нужно быть полезным, но я не знал, с какой стороны зайти», — комментирует мужчина. Знак подкинула судьба: рядом с помойкой Олег увидел стопку книг и внутренне почувствовал, что там лежит та, которую он всё откладывал, — «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. Через 45 минут после прочтения он уже был у Ирины.
Олег мог выбрать детский дом, из которого будет подопечный. «Самое удобное — в Калининграде, это самое простое. Но самое простое всегда вызывает подозрение. Я не хочу самое простое, тем более желающих там больше всего», — объясняет мужчина.
Олег вспомнил, что его приглашали в багратионовский детский дом. «И у меня щёлкнуло. А я часто принимаю какие-то решения под воздействием этого щелчка. Много раз в жизни было, что видел причину в дальнейшем, почему так. Сейчас не могу сказать, что для меня или Лёши понятно, к чему приведёт наше сотрудничество, дружба. Никому не известно, но время покажет», — считает Олег.
В гончарной школе в каждом зале начинаются занятия. Лёшу все рады видеть: обычно он с Олегом проводит время на природе. Немного закрытый вначале, мальчик начинает много улыбаться и включается в разговор. «Я думал, у меня наставником женщина будет», — смеётся Лёша.
Сейчас в программе только пять мужчин-наставников. «Всегда, когда в проекте есть мужчины, — это радость. Потому что мальчишкам хочется иметь такого друга», — признаётся Мария Черняева. Большинство воспитателей детских домов — женщины, и это оказывает своё влияние на формирование характера детей.
«В природе всё есть мужская и женская энергия, каждая несёт своё значение. Считайте, в детском доме половины этого нет: половину дома построили, а половину — нет. Но как обойтись? Не зря всё продумано с этими энергиями, в семье должны быть мама и папа», — считает Олег.
«Мальчики начинают искать эту мужскую струну другим способом и входят во всякие нехорошие компании, где это находится в искажённой форме. И в итоге влипают в неприятности», — комментирует Мария.
Организаторы проекта не рекомендуют в первые же встречи слишком активно погружаться в общение. Однако Олег почувствовал, что в их случае нужен другой подход. Почти сразу после знакомства он с Лёшей и сыном Мишей (тогда ему было 4,5 года) отправились на долгую прогулку, а чуть позже — на мыс Таран. Как признаётся Лёша, для него такое приключение было впервые.
«Знаете, я десантник. И у каждой дивизии свои слоганы. Наш был: „С неба на землю и сразу в бой“. Главное ввязаться в бой, а там разберёмся. Это не значит, что не умею просчитывать, просто есть вещи, в которых просчёт невозможен и губителен. Это же людские отношения. Я про него ничего не знаю, он про меня. Что мы там должны выяснять? Надо ехать и выяснять всё на месте», — заявляет Олег.
«Детям из детских домов очень важно видеть отношение взрослых к детям и то, как они их воспитывают, потому что сами дети получили другой опыт. Плюс видеть отношение к родителям, которое действительно меняет во многом восприятие детей. Потому что им тоже нужно научиться принимать своих родителей, вот таких сложных, у кого-то в тюрьме, у кого-то избивавших их, у кого-то пьяниц. Им нужно этих людей принять и спокойно жить дальше. Потому что до момента, пока дети их не приняли, они находятся во внутренних терзаниях. Им всё время кажется: вот-вот это закончится, что-то произойдёт, мама заберёт, папа заберёт. Как только ребёнок учится принимать своих родителей такими, как они есть, он может двигаться дальше», — поясняет Мария.
Видеть отношения внутри семьи действительно важно. Ведь Лёшу забрали у мамы в девять лет. И последние годы он живёт в том же детдоме, в котором когда-то воспитывалась она. К сожалению, это распространённая ситуация.
В калининградском детском доме «Надежда» открыли Центр поддержки женщин, которые попали в трудную жизненную ситуацию. А благотворительные организации всё больше занимаются семьями, где есть тревожные звоночки, то есть профилактикой социального неблагополучия, которое может привести к социальному сиротству.
Такое внимание к профилактике социального сиротства неудивительно. «Политика государства — возвращение и устройство в семьи, это неспроста. Это объективный опыт, это самое главное для развития ребёнка, ребёнок вне семьи развивается по-другому», — подчёркивает куратор.
«Основная проблема у выпускников…» — начинает Олег. «С жильём», — подхватывает Лёша. «Нет. В голове основная проблема. Потому что нужны навыки предпринимательства. А предприниматель — это тот, кто предпринимает действия в условиях полной неопределённости, отвечает на возникшие трудности. Чему я могу научить? Тому, чему сейчас учусь: предпринимать шаги для решения проблем. Научится — найдёт себе квартиру, найдёт себе работу, всё найдёт», — объясняет Олег.
Наставник не ждёт благодарности от Лёши. «Если я буду пытаться желать большой благодарности от него, я начну подстраиваться под его желания, мне будет хотеться быть хорошим, чтобы я купался в лучах славы, какой я молодец. А так не всё Лёше может нравиться из того, что я говорю. Но честность помогает видеть вещи истинными, какие они есть. Лёша видит: этот человек со мной всегда честен, я могу ему доверять», — заявляет Олег.
Мужчина отмечает, что сформировать многие взгляды на жизнь ему помогал учитель, тоже своего рода наставник. Они до сих пор поддерживают глубокую связь и даже втроём с Лёшей ходили в поход. «Каждому человеку нужен наставник. Без наставника человек теряет ориентиры. Ему кажется, что всё хорошо, такое свойство у человека, если нет взгляда со стороны. Он может необъективно оценивать вещи. У кого-то может быть духовный наставник, у кого-то это учитель, у кого-то друг или подруга», — считает он.
Олег уверен, что результаты проекта «Свои люди» можно будет оценить только спустя годы. А пока он готов быть рядом с Лёшей, сколько потребуется. «Может быть десять лет общения и никаких выдающихся результатов. А может, результат как раз в том, что не пошёл по другому пути. Как это оценить?» — философски заключает мужчина. А Лёша в ответ широко улыбается — и это уже большой результат.
Верхнее озеро. Солнце слепит, велосипедисты то и дело рассерженно гудят, а малыши на самокатах с радостным криком врезаются во взрослых. Во всём этом шуме и гаме выделяется девушка в тёмно-зелёном плаще: от неё веет спокойствием, дружелюбием и уверенностью в себе. Это 31-летняя Екатерина Пугайкина. Раньше она занималась журналистикой, теперь работает с видеоконтентом, в свободное время фотографирует, рисует, много читает. А ещё она наставница 15-летней Вики (имя изменено).
«Пробивная такая девочка, она умеет говорить нет, умеет говорить, если ей что-то не нравится», — с гордостью рассказывает Екатерина. Но на встречу девочка не пришла. Из-за индивидуальных особенностей ей сложно взаимодействовать с новыми людьми. Екатерина следила за деятельностью «Верю в чудо», стала волонтёром, а потом узнала о новой программе «Свои люди». Одной из главных ценностей в жизни она считает семью и детей. Примерно год назад Екатерина стала наставницей. «Я гиперответственный человек. Нам сказали, что ребёнку надо помогать, я и начала очень активно всё это делать. Естественно, у ребёнка, условно говоря, пошло отторжение, ей было непривычно», — признаётся девушка.
Как рассказывает Мария Черняева, порой наставники действительно начинают слишком активно заниматься своими подопечными. Часто они хотят сводить ребёнка на массаж, к лучшим врачам, свести неудачные татуировки. Однако это всё — медицинские манипуляции — и на них действует строгий запрет.
На общении Екатерины и Вики сказывались индивидуальные особенности девочки. Подросток ярко показывала эмоции — злость или радость, могла без объяснений выйти из комнаты. «Это эмоции искренние простые, причём ребёнок над ними не задумывается. Для меня это, как для человека, который глубоко чувствует, который очень сильно разбирается во всём этом, с раннего возраста увлекается психологией, был очень сложный момент», — признаётся наставница.
Но несмотря на все трудности, девочка, которую считали очень непростой в общении, с первой встречи тянулась к Екатерине. Тем внезапнее и больнее прозвучали слова подопечной через пару месяцев: «Вы мне не нравитесь. Я хочу от вас отказаться».
Вика с раннего детства находится в калининградском детдоме, но активно поддерживала связь с бабушкой. Женщина не хотела, чтобы девочка общалась с наставницей, и убедила ту отказаться от проекта.
Как отмечает Мария, родные действительно сильно влияют на детей. «Несмотря на то, что родственники от них отказались, они могут навещать, ещё как-то общаться. Дети на них опираются — им больше не на кого опереться. Они с вдохновением будут рассказывать про братьев и сестёр, которых не видели годами, просто потому что они у них есть», — рассказывает куратор.
Иногда родственники не могут взять к себе детей из-за состояния здоровья, возраста или финансовых проблем. Некоторые дети каждые выходные ходят в гости к родителям, а усыновление могут воспринимать как предательство своей семьи.
Екатерина и Вика не общались около полугода. Девушка сильно переживала этот момент, но смогла его преодолеть, в том числе при помощи кураторов проекта. Она хотела и дальше выполнять роль наставника, но не была готова к новому ребёнку. «Мне нужно было время, чтобы это всё отпустить, переработать и понять, как действовать дальше. Причём, когда я уже начала отпускать, я всё равно продолжала вспоминать Вику и всё равно продолжала думать, что можно было бы как-то наладить это взаимодействие», — вспоминает девушка.
И тут Екатерина узнала, что у девочки умерла бабушка. Она написала Вике слова поддержки. А через какое-то время попросила встретиться, чтобы передать подарок на день рождения. «Я отдаю подарок — и ребёнок просто начинает рыдать. Говорит: “Прости меня, что я с тобой рассталась, я хочу обратно”», — рассказывает девушка, а на её лице вновь проносится буря эмоций, которые она испытала в тот момент.
«Я опять встретилась с Викой. Но не как в первый раз. Я в тот момент многое для себя не только в плане наставничества переработала, но и другие истории из своей жизни. Можно сказать, я с новыми эмоциями посмотрела на ребёнка, с новыми впечатлениями и мыслями. Возможно, это момент, который должен был произойти изначально, но не произошёл. Таким образом у нас появился второй шанс, и мы им воспользовались», — улыбается Екатерина.
Вика и Екатерина много шутят, по-дружески подкалывают друг друга. Девочка просит, чтобы наставница приходила на праздники в детдом или ездила с ней на прогулки. А главное — она стала лучше выражать свои эмоции и интересоваться чувствами других людей, проявлять эмпатию и поддержку.
Екатерина замечает скейт-парк и с теплом рассказывает, что Вика тоже катается на скейте. А ещё играет в волейбол и теннис. При этом она много рисует: у неё отлично получаются минималистичные милые человечки и животные. Екатерина даже хочет начать выпуск футболок с этими изображениями. В будущем — и с рисунками других детей, чтобы поддержать начинания ребят из детдомов.
По её словам, у воспитанников есть всё необходимое, а работники учреждений с теплом относятся к ним. Но там очень не хватает индивидуального подхода, когда взрослый расспрашивает о настроении, о мечтах, о чувствах. «Как только начинаешь эти вопросы задавать, ребёнок невероятно раскрывается. Мы банально по телефону связываемся, Вика мне всё рассказывает, и я чувствую, как ей становится легче от того, что её просто слушают», — делится Екатерина.
Чтобы решить эту проблему, у «Верю в чудо» есть ещё один совместный проект с «Солнечным городом» — «Наука правильной заботы». Воспитателей обучают тому, как реализовать общение один на один в условиях детского дома. Оказывается, ребятам достаточно 15 минут поговорить со взрослым, а иногда — просто помолчать вместе. «Представляете, у детей вообще нет опыта общения один на один с другими людьми. Конечно, когда у них появляется человек, который что-то советует, общается, уделяет время — это совершенно другие дети становятся», — рассказывает Мария.
А пока Екатерина всегда готова выслушать Вику. Над Верхним озером поднимается холодный ветер, но девушка его совсем не замечает — столько тепла ей даёт рассказ о своей подопечной. «Просто Катя очень любит Вику», — объясняет Мария. «Я сделаю всё, чтобы показать, что можно научиться доверять миру, и можно, несмотря ни на что, добиваться своих целей», — уверенно заявляет наставница.
Прибрежный. Из подъезда выскакивает маленькая собачка — помесь какого-нибудь цвергшнауцера и дворняги — а следом выходит мальчик в цветной спортивной одежде. «Ева! Ева!» — зовёт он её милым девчачьим голосом. «Это Танюшка-Два-Ушка», — с улыбкой объясняет женщина в элегантной шляпке. Действительно, когда «мальчик» подходит ближе, становится ясно, что под объёмной одеждой скрывается хрупкая девочка с выразительными голубыми глазами. Тане 18 лет, а женщина в шляпке — её наставница Дина Дорошина. И вместе они уже почти год.
«Здравствуйте!» — приветствуют Дину, стоит зайти в небольшой лесок рядом с домом. «В любом магазине здесь спросите, где Дина, все сразу подскажут», — смеётся женщина. Она местная знаменитость: спасает бездомных животных, организовывает субботники, чтобы прибраться в лесу, и вообще «на месте ровно не сидит». А теперь с ней эти активности разделяет и подопечная, которая ещё в детдоме в Багратионовске заботилась о собачке: после выпуска Дина помогла её пристроить.
Дине сейчас 58 лет. Она 20 лет проработала начальником отдела управления инфраструктурой в «Сахалин Энерджи». Ещё там она стала развивать тему наставничества для молодых сотрудников. В 2016 году Дина вместе с семьёй переехала в Калининградскую область и сразу начала искать организации, которые бы помогали детям-сиротам. Но вскоре поняла, что крупных системных проектов в этой сфере пока нет.
Дину заинтересовал Благотворительный центр «Верю в чудо». «Меня сама София Лагутинская (директор «Верю в чудо» — прим. редакции) увлекла, как она начала, как развивала центр. Так я и стала заходить к ним на страничку, в ленте видеть новости. И тут раз — и этот проект», — рассказывает женщина на ходу. Тропинка виляет — и вот уже виднеется залитая солнцем полянка.
Ева резвится и ластится к Тане. Та чешет собачку за ухом, но сохраняет серьёзность — следит за разговором. Однако стоит ей поймать улыбку в свой адрес, как тут же сама начинает улыбаться. Таня — не первая подопечная Дины. Но с той девочкой не получилось сойтись, несмотря на все старания, — так тоже бывает. Сейчас у неё другой наставник.
А с Таней контакт получился сразу. «Пандемия была. Мы знакомились в масках. Фотография была: как ограбление банка. В кепке, маске, в джинсах с дырками», — Дина и Таня смеются в унисон. Девочка стала часто приезжать к наставнице и из-за пандемии даже жила у неё месяц. «Что мне в ней нравится: у неё много желаний. Она ко многому стремится, она очень многое впитывает», — говорит Дина. В этот момент подопечная смотрит на неё не отрываясь.
У Тани серьёзный диагноз, при котором её могут признать недееспособной. Человек с таким расстройством не может сложить пять плюс восемь. Однако у девочки хорошая память и сильный характер, так что она показывает отличные результаты. За месяц жизни у Дины улучшила чтение с «уровня детского сада до третьего класса». «Правда, сейчас ленится, навык её замедлился. Но я ей благодарна, что она старается. Верю, что дальше будет стараться и научится жить самостоятельно», — улыбается наставница.
«Да, Дина очень многое сделала для Тани, совершила большой прорыв. Но это индивидуальная работа, такое невозможно сделать даже в коррекционной школе», — подчёркивает Мария Черняева.
Наставница учит девочку самым разным вещам. «Учусь гулять с собаками. Кушать… Ой, нет, картошку чистить», — смущается Таня. Но продолжает хоть и медленно, но уверенно: «Учимся готовить. Яичницу. Макароны. Картошку. Мыться учимся. Стирать учимся». Без всего этого невозможно представить самостоятельную жизнь.
Сейчас Таня учится в колледже в Советске на садовника. Живёт там же в общежитии, и уже в июле у неё будет выпуск. Девочку могут признать недееспособной, и тогда её будет ожидать интернат. «А интернат — это тюрьма. Человек никогда не сможет создать семью, у него не будет друзей вне этого учреждения, не будет работы. Он будет никем», — констатирует Мария.
Поэтому Таня, по своей натуре бунтарка, хочет жить самостоятельно. Но тут есть много трудностей. «Какова последующая жизнь у таких выпускников? Алкоголь. Наркотики. Появляются мамы: не видно было все 18 лет, а тут и мама, и папа, и ещё кто-то. Это как раз тот случай, когда через полторы недели всех денег, которые накопились за годы в детдоме, как не бывало. И ребёнок оказывается на улице», — вздыхает Дина.
Из-за нарушений психики такие выпускники, как Таня, особенно доверчивы, а многие вещи попросту не умеют делать. Но это не значит, что они не могут жить вне интерната. Просто нужен индивидуальный подход. И Дина разработала проект сопровождающего проживания (несколько таких уже действуют в России). Женщина планирует снять дом, в котором вместе могли бы жить выпускники с умственной отсталостью и неравнодушные взрослые. Так происходила бы постепенная социализация, молодые люди учились бы обращаться с деньгами и обслуживать себя. Проект предполагает самоокупаемость — ребята с подобным диагнозом отлично ухаживают за животными или садом.
«Этот проект должен показать другим людям, которые находятся в такой ситуации, как Таня, что они могут приносить ещё пользу этому обществу, они могут жить теми радостями, которыми живут люди за оградой этих интернатов», — отмечает Дина. Она надеется найти спонсоров для воплощения своей задумки. Но в ближайших планах взять Таню пожить к себе, а потом снять квартиру рядом и помочь освоиться.
Мимо пробегают собаки, которых когда-то спасла Дина. Следом за ними — дети, которых женщина тоже спасла: ребятишки натравливали псов на кошек, и она стала нагружать малышню общественной работой, чтобы не оставалось времени на глупости. «Мне хочется всё время чем-то делиться. Но моё участие в проекте эгоистично: я не только даю, я ещё и беру. Я беру ту радость, когда я вижу, что Таня чем-то довольна. Сопереживая ей, я понимаю, что я важная часть в её жизни. Наверное, это ещё какая-то личностная компенсация чего-то, это лично моё развитие», — рассуждает Дина.
Однако женщина сталкивается и с непониманием. Однажды у неё случился конфликт с одним из преподавателей Тани. «Она не понимает, что просто так можно взаимодействовать. Думает, я что-то хочу от Тани: денег, квартиру, хотя я всем этим обеспечена», — делится Дина. Но есть человек, который искренне благодарен ей за помощь девочке. Это мама Тани.
От Тани отказались после рождения. Так что всю жизнь она провела в детдоме. Но Дина нашла её биологическую маму, пообщалась с ней, узнала о семье. Женщина пока не готова к встрече с дочерью, но благодарит наставницу, что та присматривает за ней. «А Тане надо посмотреть, откуда она, почувствовать этот корень, откуда она произошла. Я верю, что они встретятся обязательно. Но я буду рядом, я тебя в обиду не дам», — Дина не успевает договорить, как Таня крепко обнимает её, утыкается головой в грудь, а на глазах уже блестят слёзы.
«Детям важно узнать свои корни, чтобы уважать и принимать себя. Есть такое понятие — идентичность. Заключается оно в том, что ребёнок идентифицирует себя со своими родителями, какими бы они ни были. Он хочет этого родства, это происходит на интуитивном уровне. Если ребёнку говорят, что его мать проститутка или его отец пьяница или вор, то ребёнок подсознательно начинает у себя провоцировать эти качества, пытаясь подсознательно объединиться со своими родственниками и найти опору. Если мы даём ребёнку другие знания о его семье: что у него мама красавица, а папа сильный, какие-то реальные качества личности, которые мы знаем, то ребёнок начинает ассоциировать себя с этими качествами и родниться вот таким способом со своими близкими, а не тем, который приведёт его, например, в тюрьму», — объясняет Мария Черняева.
А в 13 лет Таня узнала, что у неё есть старший брат с таким же диагнозом. Его оставили в доме малютки, и уже несколько лет он живёт в интернате в Отрадном, работая там садовником. Их с Таней объединяет тяга к знаниям: юноша учился читать самостоятельно по ночам. «Что меня поразило: когда он узнал, что я нашла его маму, то первое, что сказал: „Чем я могу помочь?“» — отмечает Дина.
Во время разговора Таня расслабилась, стала много улыбаться и совершенно перестала походить на пацанку. Как объясняет Дина, образ мальчика — это защита. У Тани дефект губы, которого девочка очень стесняется, и из-за которого считает себя некрасивой. Поэтому наставница помогает исправить его с помощью стоматологов и пластических хирургов.
«Очень осторожно подходим к образу девушки. И сейчас мы лицом занялись, чтобы она дальше пошла с любовью к себе. А если появится любовь у Тани к себе, у неё жизнь кардинально изменится, абсолютно. Она будет такой, как ей хочется», — приобнимает Дина девочку.
Таня совсем раскрылась: увлечённо рассказывает, как красила волосы и прокалывала уши. «А какая фигурка, какая талия, такая хрупкая! На маму похожа…» — нахваливает подопечную Дина. Она помогает обновить гардероб (пусть и женственную белую кофточку девочке пока даже страшно надеть) и хочет отвести Таню в салон, чтобы сделать красивую татуировку: сейчас подопечная портит свои изящные руки самодельными рисунками. «Когда приходим куда-то, мне говорят: „Ой, это ваш сынок?“ Да нет, почти что доченька уже», — улыбается Дина.
Программа наставничества не нацелена на дальнейшее усыновление, это абсолютно другой вектор развития отношений между ребёнком и взрослым. «На роль мамы не претендую, но чувствую, что у неё ко мне есть такие чувства. Но я маму не заменю, хотя не отрицаю такой вариант, потому что я её приняла такой, как она есть. И я однозначно её старший друг. Она уже вошла в мою жизнь и жизнь моей семьи, поэтому я считаю, что она мой близкий человек», — признаётся женщина.
«Она очень хочет любить, она откликается на любовь очень сильно», — отмечает Дина. И у Тани даже есть отношения с молодым человеком из её колледжа. «Сейчас эти отношения пытаются выстроится, но она совершенно не знает ничего. С другой стороны, мы все ничего не знали об отношениях когда-то», — отмечает наставница. Она говорит, что у неё с подопечной нет запретных тем. Но Таня начинает стесняться и только уточняет, что избранник похож на её кумира Тома Фелтона, актёра из «Гарри Поттера».
Если Таня сейчас социализируется и сможет себя обслуживать, то у неё есть все шансы завести семью и детей. «Мой отец занимался детьми с задержкой развития. Я видела очень много девочек, у которых были серьёзные проблемы, но они прекрасно устроили свою жизнь, у них были семьи, дети и всё было хорошо», — заявляет Мария.
Дина просит не бояться идти в наставники для таких детей, как Таня. «Я с ней общаюсь, так она порой такое выдаёт, что я ещё говорю: „Молодец, а я не подумала в эту сторону“», — с гордостью рассказывает женщина. Тем более, что при таком диагнозе неравнодушный взрослый становится для ребёнка единственным ключом в мир. «Мне хотелось бы дать Тане в первую очередь шанс на самостоятельную полноценную жизнь. Я ей говорю: „Сколько я буду жива, я всегда буду с тобой“», — заключает она. И в этом начинании Дину полностью поддерживают муж и сыновья.
У Дины звонит телефон: нужна помощь бездомной собаке. «Ева! Ко мне!» — зовёт она свою питомицу. «Раньше эта тумбочка была худой», — отмечает она, глядя, как несётся коротконогая собачонка — единственная из трёх, которую подобрали уже в Калининграде. «Тумбочка! Тумбочка!» — со смехом подхватывает девочка и чешет ту за ухом, а потом уверенно направляется к выходу из лесочка. Туда, где ей всегда рады — домой к Дине.
Как рассказывает Мария Черняева, сначала от проекта отказывались дети, у которых был неудачный опыт с приёмными семьями. Однако сейчас почти все ребята хотят себе наставника. Но взрослых, к сожалению, не хватает. Тем более что подбор пары — очень тонкая работа. Для успешного взаимодействия люди должны даже чем-то походить внешне.
И чем дальше, тем интереснее будет становиться программа. Совсем скоро к ней добавится проект «На пути к мечте», когда каждый наставник станет тренером для ребёнка, поможет определить мечту, перевести её в цель и при профессиональной поддержке кураторов реализовать. «Таким образом у детей формируется психология успеха. Один раз пройдя этот путь вместе со своим наставником, ребёнок навсегда получает опыт, который позволяет ему самостоятельно реализовывать другие мечты, фантазии и цели», — объясняет Мария.
А пока ребята очень нуждаются в неравнодушном взрослом. В том самом, который вернёт доверие к миру, примет тебя со всеми сложностями и станет самым настоящим защитником.
Если вы готовы стать наставником ребёнка, оставшегося без попечения родителей, вы можете заполнить анкету на сайте: nastavnichestvo.org или позвонить руководителю проекта в Калининградской области Марии Черняевой: +7906-238-8486