Двигатель добра:

как «Автотор» развивает социальные проекты региона.
Часть 1: Православная гимназия

Завод «Автотор» — одно из ключевых предприятий Калининградской области. В 1990-е здесь первыми в стране начали выпускать иномарки, сейчас производят уникальные для России автомобили, а недавно представили собственный бренд электромобилей. При этом главной ценностью для «Автотора» остаются люди: не только сотрудники, но и все жители региона.

В 2024 году «Автотор» отмечает своё 30-летие. В честь юбилея редакция Калининград.Ru запускает совместный проект о социальной миссии предприятия — «Двигатель добра». В первой части мы расскажем о единственной в Калининградской области православной гимназии. Основатель «Автотора» — Владимир Щербаков — поддерживает учебное учреждение с самого первого дня.

Сейчас в гимназии обучаются 560 человек. Ребята постигают общеобразовательные предметы, а также получают православное воспитание. Для школьников действует множество кружков: от театра и гончарной студии до автодела. Чем живёт православная гимназия, почему так важна помощь попечителей и как удаётся доносить духовные вещи без фанатизма — в первой части спецпроекта «Двигатель добра».

Особый уклад

За храмом Христа Спасителя в Калининграде полукругом стоит трёхэтажное здание в классическом стиле с зелёной крышей. Перед ним — небольшая площадь, мощённая плиткой. Если случайно завернуть сюда с площади Победы, возникает чувство, будто ты перенёсся в другую эпоху и оказался в пушкинском лицее. Впрочем, здесь и правда находится необычное учебное заведение — православная гимназия.

«Каждый корпус у нас назван в честь святого», — рассказывает директор Нина Ивановна Шевченко. В холле на колоннах развешаны молитвы, а на специальном столике лежит икона Богородицы «Прибавление ума». Первый корпус 2008 года постройки носит имя святой мученицы Серафимы, второй и третий — святых Натальи и Владимира. Все три здания соединены между собой, два последних возвели при поддержке основателя холдинга «Автотор» Владимира Щербакова.

Нина Ивановна — известный в Калининграде педагог. Она 20 лет проработала завучем в школе №31, преподавала прикладное программирование в БГАРФ, а также заведовала кафедрой прикладных наук в КОИРО. В гимназию Нина Ивановна пришла в 2017 году из Центра развития образования, где только-только стала директором. К тому моменту она уже была воцерковленным человеком.

«И тут вызывают к себе владыки Серафим и Николай. В гимназии был кризис, сложная ситуация. Владыка Николай сказал: „Поработала, пора послужить Богу“. Конечно, я не могла отказать», — со смирением и улыбкой рассказывает Нина Ивановна. Тогда учреждение не считалось сильным, родители забирали детей — всего училось около 240 человек. Многое пришлось реформировать, искать новых учителей, выстраивать отношения с детьми.

Постепенно ситуация стала выправляться. Сейчас православная гимназия — одно из самых престижных учебных заведений региона. Здесь показывают высокие результат по ЕГЭ: например, средний балл по математике составляет 92. Школьники достигают таких результатов без репетиторов, а все учителя проходят жёсткий отбор.

«Учителю надо чуть-чуть перестроиться, придя сюда. В школах учителя замучены. У них 30 часов нагрузки, у них 30 учеников в классе, иногда не могут даже всех запомнить. Такое количество параллелей, в две смены работают — они просто измучены. Мы не даём больше 18 часов. У них внеурочка и классное руководство, за которое платим почти полноценную ставку. Понятно, что они живут здесь с детьми. Но говорят, что отдыхают здесь, хотя уходят в девять-десять вечера. Их просто не выгнать!» — смеётся директор.

Главное условие для учителя — любить детей. «Мы всегда говорим, что учителя не работают, а служат. Любовь прежде всего — это жертва по православию. Ты жертвуешь своим временем, семьёй. И если ты рисуешь троечку, потому что жалеешь — это не любовь. А если сделал всё возможное, чтобы научить, потратил время, силы, здоровье — тогда да. Они все здесь очень любят детей», — объясняет Нина Ивановна. Большинство педагогов в гимназии молодые и легко находят контакт с учениками.

Сильные изменения произошли и в организации учебного процесса. «Закон православной педагогики, который нарушался в советское время и нарушается сейчас, — это закон преемственности. Раньше на Руси все собирались на ярмарке. Взрослые начинают соревнования: кулачные бои, лазают по столбам. И все маленькие наблюдают, учатся, как держать удар, как проигрывать. А сейчас дети не видят этого, потому что все разбиты по параллелям. Если ребёнка в чём-то обогнали, он не может держать удар, сразу в слёзы», — рассказывает Нина Ивановна.

В гимназии всех ребят разделили на четыре факультета — Екатерининские классы, Елизаветинские, Сергия Радонежского и Александра Невского. Старшие здесь во всём поддерживают ребят помладше. «Факультеты как семьи, при этом старшие — всегда вперёд . А младшие мечтают стать такими же, впитывают в себя всё, что делают старшие. И получается, что все старшие очень активные и ответственные», — делится Нина Ивановна.

Особое внимание в гимназии отводят развитию коммуникативных навыков. В какой-то момент учителя поняли, что «дети замолчали». Тогда в каждом полугодии появился обязательный устный экзамен, а при защите проектов стали оценивать навык устной презентации. Сейчас все ребята легко и свободно общаются. И ярче всего это проявляется в интеллектуальных боях, где доказывают разные точки зрения по спорным вопросам.

Новые вызовы стоят и перед учителями. Не так давно в гимназии появились предметные дни — когда все преподаватели параллели готовят доклады на одну общую тему с учётом специфики своей дисциплины. А дети все вместе обсуждают пройденное. Один из таких дней закончился апологетикой — наукой о защите веры. «Батюшки пришли в восторг. Дети же всю эту теорию не знают, но своими умозаключениями вывели постулаты Канта о существовании бога», — отмечает Нина Ивановна.

«Раньше перекос был, что дети наизусть знают Евангелие, но свои поступки не соизмеряют. А сейчас анализируют всё, что делают. У нас идёт подготовка к настоящей жизни, — поясняет директор. — Если тебя обозвали, что ты должен сделать? Игнорировать или дать сдачи? А в Евангелии: должен сказать прямо в глаза, что тебе обидно, не надо так поступать. Если человек не слышит, надо сказать при свидетелях. А на третий раз — предупредить и обратиться к сильным мира сего, то есть учителям или родителям».

Нина Ивановна показывает помещения гимназии. Вот актовый зал с современным оборудованием, вот зал хореографии, вот гончарная мастерская, вот столовая, театральная студия. Всюду стоят стенды с изделиями, которые изготовили учащиеся. По стенам развешаны портреты батюшек — дети нарисовали их в изостудии, на больших картинах разместились все храмы Калининграда.

«А куда деваться? Они уже такие есть, творческие. Вокальное направление мощное, половина детей свободно поют. На хореографии научились танцевать, малыши сейчас за старшими в этом направлении тянутся», — говорит Нина Ивановна. Также в гимназии действуют два музея: церковного искусства (для него патриарх Кирилл даже передал своё одеяние) и штурма Кёнигсберга. Большую часть работ по составлению экспозиции и организации экскурсий выполняют ученики.

Православная гимназия — частное заведение, так что родители оплачивают обучение. «Воспитателям не разрешаю больше 18 часов брать, поэтому классное руководство выходит дороже. Чтобы оплатить коммунальные расходы за три здания, надо 500 тысяч рублей на месяц. Но мы по минимуму рассчитываем плату за обучение, потому что гимназия не для богатых, она для православных. Многодетные семьи знают, что могут попросить снять плату, и мы снимаем», — делится Нина Ивановна.

Существование такой школы невозможно без помощи попечителей. «Автотор» поддерживает учебное заведение с момента основания. «Я сама не прошу никогда. Владимир Иванович [Щербаков] сам звонит. Понимаете, он во всё вникает, всё спрашивает, что-то советует. У него такие мысли интересные, он ведь опытнейший руководитель. И не важно, что он не в педагогике работал, он всё равно понимает много вещей», — рассказывает Нина Ивановна.

Благодаря помощи Владимира Щербакова в гимназии открыли гончарную мастерскую, кафетерий, пресс-центр, осваивают информационные технологии и виртуальную реальность на современном оборудовании, учатся вождению на специальных автотренажёрах. Кроме того, основатель «Автотора» оплачивает обучение 13 ребят, которые потеряли отцов.

В гимназии закончился учебный год, но многие ребята приходят на летние занятия. «Дети начинают радоваться, что православные. А раньше в социальных сетях у них даже не было написано, что учатся в гимназии. А сейчас пишут, не скрывают, позиционируют себя как православные», — с улыбкой заключает Нина Ивановна.

Жизнь духовная

В каждом православном учебном заведении есть духовник. Суть его работы — духовное привлечение учителей, учеников и родителей. С 2017 года эту работу в калининградской православной гимназии выполняет иерей Михаил. «Во всём поддерживает, благословляет. Всех учеников знает, за всех переживает. Он строгий, но очень мудрый», — отмечает Нина Ивановна.

«Чем отличается православная гимназия от светского учебного заведения? Такая же программа, такие же дети, такие же родители. Но определённый уклад, определённый стиль жизни», — рассказывает священник Михаил. Каждое утро у школьников начинается с молитвы, три раза в неделю они посещают богослужение, исповедуются, причащаются.

«Обязанность духовника следить, чтобы ребёнок не просто приходил на службу и смотрел что происходит, но и участвовал. Это тоже очень большая работа, потому что тексты написаны на церковнославянском, всё нужно пояснять и разъяснять», — подчёркивает отец Михаил. То же самое касается и праздников. «Есть Рождество Богородицы — вроде, легко объяснить. А Крестовоздвижение? Это праздник, но он связан со страданием, смертью», — отмечает священник.

Духовник работает и с учителями: помогает им лучше доносить религиозные вещи. «На каникулах устраиваем курсы повышения квалификации. Когда проходит большой праздник, то собираемся на 20-40 минут, что-то говорю о празднике, событии, как лучше объяснить детям», — рассказывает отец Михаил.

Систему факультетов духовник считает полезной и приносящей много пользы. «Она помогает поддерживать в гимназии соборность — когда все друг друга знают и поддерживают. Здесь очень много пластов затрагивается. Старшие стали более подтянутыми, потому что на них смотрят малыши. Так что они сами как-то участвуют в работе воспитательной. Младшие смотрят на старших, стараются как-то на них походить», — рассказывает отец Михаил. Например, на факультете святой Екатерины десятиклассницы стали носить красные платки — цвет великомученицы. За ними подтянулись и девочки помладше.

В школьном возрасте многие дети сталкиваются с кризисом веры. «Ребёнок сомневается — это нормально, только фанатик не сомневается. Почему так происходит? Ребёнок понимает, что родители не всё знают, тоже могут ошибаться. Но за семь лет моей работы в школе ни разу не было, чтобы заставляли исповедоваться или причащаться. Религиозные вещи очень личные, пытаемся просто разговаривать и объяснять», — комментирует священник Михаил.

По его словам, в гимназии существует система, построенная на религиозной традиции. И тут как в армии — хочешь не хочешь, а надо выполнять. «Это не будет раздражать только в одном варианте — если происходит искренне, если идёт от чистого сердца. Тогда да, будет школа, гимназия, культура, вера», — отмечает духовник. 

В старшей школе абсолютное большинство учеников искренне верующие и воцерковленные люди. Сейчас в гимназию всё чаще отдают детей врачей, военных, учителей. «Когда спрашиваем, почему выбрали нас, все как один говорят, что даже не учёба, а строгость в плане воспитания. Как ни странно, но родители тоже хотят эту строгость», — делится священник.

Иерей Михаил выполняет не только духовные функции, но и преподаёт историю, готовит ребят к ЕГЭ. А ещё он классный руководитель. Священник учился в семинарии и академии, но был далёк от педагогики. «О школе у меня были представления только по собственным школьным годам», — признаётся он.

Поначалу было боязно. Но иерей Михаил закончил педагогические курсы, чтобы лучше проявить себя как учитель. Особое внимание он обращал на возрастную психологию. «Работа педагога и священника — очень похожие вещи. Только священник больше со взрослыми общается, здесь же дети. Соответственно, может даже какой-то отпечаток накладывает», — рассказывает духовник.

Священник Михаил идёт по холлу гимназии. К нему то и дело обращаются ребята, чтобы получить благословение. «Мы стараемся привить не фанатизм, а нормальное религиозное понимание. Фанатизм — это когда человек имеет своё мнение и неправильное. Самое главное — вырастить человека культурного. Это тот, кто знает свою культуру. И он будет очень бережно и уважительно относиться к чужой культуре и вере. А если свою культуру не знает, то ему всё равно, что там у других, потому что он оторван от собственных корней. Здесь в гимназии мы прививаем культуру, а наша культура — она религиозная, христианская, православная», — заключает иерей Михаил.

Внимание на практику

Перед классом ОБЖ размещается выставка: здесь рассказывают об истории завода «Автотор» и его основателе Владимире Щербакове. Экспозиция появилась неспроста, ведь в кабинете школьники также получают дополнительное образование по программе «Автодело».

«Дети постоянно интересуются, на перемене забегают, с любопытством всё рассматривают. Очень им нравится тут», — рассказывает учитель ОБЖ и педагог дополнительного образования Юрий Алексеевич Безрутченко. Ребят легко понять, ведь в кабинете глаза буквально разбегаются.

В начале 2022 года «Автотор» передал православной гимназии двигатель со всем навесным оборудованием: стартером, генератором электрического тока, катализатором, выпускной системой, элементами передней и задней подвесок, резонаторами и глушителями. Школьники могут изучить все элементы и понять, как устроен автомобиль.

Особое внимание на «Автоделе» отводят изучению правил дорожного движения. Ребята отрабатывают вопросы по реальным билетам ГИБДД, а Юрий Алексеевич следит за всеми изменениями и нововведениями, вносимыми в ПДД. «Дети в дальнейшем будут знать, как выстроены вопросы, как готовиться к экзаменам при сдаче на права. Знания за период учебного года укладываются спокойно, а не в авральном режиме, как бывает на курсах. После них у людей полная голова набита и надо все знания систематизировать. А здесь же всё в спокойном темпе, осмысленно», — подчёркивает Юрий Алексеевич.

Гимназисты также обучаются дорожному этикету. «Дети должны понимать, что это составная часть дорожного движения, потому что мы находимся в обществе, а в обществе всегда есть правила. Это актуально и очень важно», — уверен Юрий Алексеевич.

Главная техническая ценность класса — автотренажёры. Они оборудованы рулём, механической коробкой передач и тремя экранами. «Программа не игровая, а обучающая, профессиональная. Такие ставят в автошколах. Здесь дети осваивают элементы практического вождения в городе и за городом», — подчёркивает Юрий Алексеевич. Заниматься можно с восьмого класса, при этом очередь из желающих — и мальчиков, и девочек — выстраивается намного раньше.

За рулём тренажёра сидит гимназистка Инна. Она только перешла в девятый класс, но «на дороге» чувствует себя максимально уверенно. Со знанием дела переключает передачи, внимательно следит за обстановкой — в программе часто происходят неожиданные опасные ситуации, которые требуют особой концентрации от водителя.

Как признаётся школьница, она с самого детства мечтала водить машину. Во время занятий учить и запоминать правила дорожного движения ей было тяжело, но интересно. А за рулём она чувствует себя уже уверенно. «Здесь так хорошо сделана система, что при малейшем неправильном действии программа подсказывает, что было нарушено. Так что отлично запоминается», — рассказывает Инна.

«Друзья не из гимназии удивляются, потому что такое встретишь не в каждой школе, у нас единственный оборудованный класс в регионе. Когда человек приходит в автошколу, ему бывает сложновато. А мы сейчас тренируемся, и будет намного легче, когда уже всё знаешь», — резюмирует гимназистка.

Один из лучших учеников на «Автоделе» — Геннадий, он перешёл в десятый класс. Гимназист обучается на курсе уже второй год. «Нравится, что можно добытые знания освежить, понимаешь, какие провалы есть, лучше систематизируешь знания», — отмечает он.

«Для меня пример вождения — отец. Он и занимался первыми этапами обучения. Мы много общаемся на эту тему, обсуждаем полученные мной знания. С вождением придётся столкнуться в реальной жизни, так что такое обучение в школе очень полезно», — считает Геннадий.

Ребята также осваивают навыки первой помощи. Во время уроков ОБЖ на специальном манекене они отрабатывают технику непрямого массажа сердца и искусственное дыхание. На электронном табло сразу высвечивается, правильно ли была оказана помощь, какие ошибки допущены.

«Мы уделяем практике больше всего внимания. В наше время при таком количестве техники оказание первой помощи особенно важно. Можно хоть сто раз рассказать, как делать, но если человек не попробует ни разу, это бесполезно», — убеждён Юрий Алексеевич. С нового учебного года предмет трансформируется в основы безопасности и защиты Родины с уклоном на подготовку к службе в армии и тактическую медицину.

Юрий Алексеевич особенно подчёркивает роль преемственности и наставничества благодаря обучению по факультетам. Нравится такая система и ребятам. «Я перешла сюда в пятом классе. И здесь правда очень семейная обстановка. Из-за того, что идёт отбор, людей здесь меньше, чем в обычных общеобразовательных школах. И за счёт этого и создаётся такая семейная обстановка, все друг друга знают, девятиклассники знают первоклассников. Благодаря факультетам восьмой класс отвечает за третий, на всех мероприятиях мы с ними. Православная гимназия даёт намного больше возможностей, мы много куда ездим и везде себя проявляем», — рассказывает Инна.

Для педагога важно быть примером для мальчишек, особенно тех, которые растут в неполных семьях. «Я знаю, что взрослому парню пригодится в дальнейшем жизни, так что могу подсказать, что делать нельзя, как мужчина должен вести себя. В целом я их всех воспринимал даже в пятом классе не как детишек, а как личности», — вспоминает учитель.

Рядом с классом ОБЖ разместился кабинет информационных технологий. В нём находится самое современное оборудование: оптический лазер и 3D-принтер. Класс появился благодаря пожертвованиям «Автотора» и Владимира Щербакова. Попечители особое внимание уделяют перспективным направлениям: в 2018 году в гимназии открыли первый в регионе класс виртуальной реальности.

Робототехнику, технологии и программирование гимназистам преподаёт Дарья Леонидовна Сугонякина. Она подводит к стеллажу со множеством работ: деревянные подставки для яиц на Пасху, подарки к различным праздникам, награды для соревнований. «Оптический лазер работает очень быстро. Ребята в CorelDRAW прорисовывают фигуры и запускают. Мы всегда делаем что-то тематическое к праздникам, много православного. Потом дарим учителям, ребятам и гостям», — рассказывает учительница.

3D-принтер требует больше времени: минимум пять часов для печати элементов. Ученики выбирают лучшие макеты, чтобы воплотить их в жизнь. Сейчас ребята работают над прототипом храма Христа Спасителя на площади Победы. В будущем планируют создать фигурку в виде любимой гимназии.

Для моделирования макетов используют квадрокоптеры, с их помощью также снимают видео о гимназии, создают эффектные кадры для экскурсии и интервью. А в лаборантской размещается настоящий печатный центр с ламинатором, брошюровщиком, тесаком. Ребята создавали дизайн для каждого факультета, а затем закрепляли ламинированные таблички на кабинетах. «Мы уже полностью самодостаточные в этом плане: сами себя обеспечиваем подарками, печатной продукцией. Это очень удобно», — отмечает Дарья Леонидовна.

Педагог останавливается у доски со множеством фотографий. «Благодаря тому, что кабинет потрясающе оснащён, мы постоянно совершенствуемся и участвуем в соревнованиях», — подчёркивает она. На снимках моменты из поездок в «Кванториум», на фестивали «Янтарный робот», на Всероссийский научный фестиваль «Рободрон» — там гимназисты победили.

Раньше Дарья Леонидовна работала в другой школе. Но после того, как узнала, что Нина Ивановна стала директором, решила работать с ней. «Никто не удивляется, что я сейчас в православной гимназии. Здесь все педагоги высококвалифицированные. Нина Ивановна подбирает педагогический состав очень сильный. Многие хотят здесь работать, но далеко не все попадают», — объясняет учительница.

Как классному руководителю, Дарье Леонидовне импонирует идея факультетов. А совместные посещения литургий помогают выстроить тёплые отношения с детьми. «Когда идут в храм, поют там — это очень сближает. Такая обстановка камерная. Параллель восьмых классов раз в месяц ходит в храм Петра и Февронии. Сорок минут отстоять, ответственно подойти к делу — это дорогого стоит. У нас дети более дисциплинированные, более спокойные. Нет такого, как в обычной школе, когда закрываешь двери, лишь бы не слышать гама», — объясняет педагог.

«Здесь есть всё, чтобы реализовывать свой потенциал: всё спокойно, по часам нагрузка приятная. Даже по улыбкам нашим можно всё понять», — заключает Дарья Леонидовна.

Директор Нина Ивановна Шевченко подчёркивает, что дети в гимназии такие же, как везде. Только «такие же» для неё — это искренние, подвижные, любопытные. Возможно, особая семейная атмосфера, соборность вместе с чутким отношением взрослых позволяют подсветить в гимназистах всё лучшее. А это и есть тот самый двигатель добра, который так необходим во время учёбы и всей жизни.