В Калининградском областном музыкальном театре — музыкально-фольклорная драма «БЕСПРИДАННИЦА» по пьесе А.Н.Островского. Режиссер и художник — Елена Сафонова.
АНОНС
«Бесприданница» — пьеса Александра Николаевича Островского, работа над которой продолжалась в течение четырех лет. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.
Психологическую драму А. Островского «Бесприда́нница» режиссер-постановщик Е. Сафонова трансформировала в музыкально-фольклорную драму, раскрыв катастрофу человеческой натуры не только через характеры персонажей, но и через цыганские песенные мотивы.
Наш спектакль про страсть, про любовь, но и про деньги, увы, по сей день правящие миром. Для героев спектакля деньги решают все. Не случайно в пьесе А. Островского обычная монетка вырастает до символа: сначала Лариса рассказывает, как Паратов стреляет в нее, когда она держит в руке монетку, а в финале - Кнуров с Вожеватовым разыгрывают в «орлянку», как вещь, саму Ларису.
Символичны и имена персонажей: Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Образ птицы ассоциируется с красотой, простором, свободой и уязвимостью. Кроме имени героини, есть еще и пароход «Ласточка». Паратов по-хозяйски распоряжается «птицами» - сбывает с рук сначала «Ласточку», а потом Ларису, тоскующую по свободе чайку приволжского города.
«Бесприданница» - единственная пьеса А. Островского, в которой выведены на сцену цыгане. Режиссер-постановщик Е. Сафонова также делает особый акцент на цыганские мотивы: на сцене то и дело появляется цыганки - вольный народ, страстный и опасный, как сама природа. И Карандышев не случайно упоминает жизнь «цыганским табором», имея в виду толпы богатых гостей в доме Огудаловых. В цыганских мотивах есть и некая характеристика Ларисы: её мир не лишён романсовых шаблонов, это стиль не самого лучшего тона, хотя это попытки обрести свою личность, свой голос - Лариса, как и цыганки, поёт…
Столкновение персонажей пьесы А. Островского с жизненными обстоятельствами, с ближним окружением приводит к трагическому финалу. А кто герой, способный на поступок, кто злодей, кто жертва — решать зрителю.
ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ
Елена Сафонова, режиссер и художник музыкально-фольклорной драмы «Бесприданница» по пьесе А.Н.Островского
21 и 22 апреля состоится премьера музыкально-фольклорной драмы «Бесприданница». Это не первый спектакль, который вы ставите в Музыкальном театре. Ваши постановки всегда яркие, всегда — о чувствах. «Бесприданница» - не исключение?
Да, не исключение — и яркий, и о том же. Я считаю, что «Бесприданница» Александра Островского — одна из величайших пьес классического репертуара, что это академия для артиста — встреча с таким автором. Тем более, что в Калининградском Музыкальном театре есть кому сыграть эту пьесу, что является очень определяющим моментом. Я многие пьесы Островского в Костроме делапла как художник-постановщик. И выяснилось, что Островский настолько многогранный автор, в нем есть столько пластов, что его можно ставить, ставить и ставить бесконечно. Сейчас уж понятно, что калининградская «Бесприданница» будет совершенно не похожа на тот спектакль, который идет в Костромском театре — потому что артисты диктуют свою историю. Островского называют «автором для артистов», потому что постоянно открываешь все новое и новое — и в этой работе было очень много открытий для меня. Здесь появился свой спектакль Островского, который может быть только в Калининградском Музыкальном театре — так как здесь есть такие артисты. Я уж и не говорю о возможностях труппы в вокальном плане.
Как появился этот жанр — музыкально-фольклорная драма?
Тема цыган у Островского есть только в пьесе «Бесприданница» - в отличие, скажем, от Толстого, у которого цыгане появляются в произведениях регулярно. Эта стихия мне как режиссеру очень близка: цыганская страсть, цыганское неподчинение общим стандартам. И понимание любви и цены за нее у цыган совершенно особенное. Впрочем, на этот вопрос каждый отвечает по-своему — и герои спектакля тоже. В пьесе звучит такая мысль — все хотят любви, но любит ли кто-нибудь? В спектакле мы исследуем тему поиска любви — любовь она или страсть, созидает или разрушает. Нельзя сказать, что кто-то плох или хорош — каждый и плох, и хорош одновременно. На человеке нельзя поставить клейма, потому что самое важное — какие поступки он совершает. И цыганская стихия является не просто фоном — камертоном для действий героев. И мне особенно важно, что ее создают женщины-цыганки — исходя, видимо, из моего личного опыта и пристрастий. Каждая пьеса, над которой я работаю — про мужчину и женщину, и постоянно появляются новые вопросы...
Есть такие герои, о которых у зрителя возникают собственные представления. В театре они могут их подтвердить или опровергнуть. А ваши герои «Бесприданницы» - какие?
Прежде всего мы работаем с автором, с пьесой, не опираясь на другие образы, созданные в кино или театре. Мы ищем своих героев — они молодые, страстные, живые. Главное, чтобы зрителю было интересно следить за их взаимоотношениями: кто за кого, кто против кого. И, конечно, важен образ Ларисы.
Он сложен и неординарен не меньше Гамлета, и в таких ролях очень важна личность артиста. Наша Лариса — артистка Елена Альфер. С артистами не всегда угадаешь, в какую сторону пойдет выстраивание образа. Островский тем и хорош, что его пьесу нельзя сыграть, если не расшифруешь его героев — мотивацию их поступков, эмоциональность, атмосферу... Еще раз повторюсь — все это, в подробностях, задает автор пьесы как код, который требует расшифровки. Мы очень надеемся, что история у нас получится не хрестоматийная, а происходящая сейчас, сегодня — и всегда. Мы уже приближаемся к премьере, и как режиссер я актерами довольна: ведь только в сотворчестве с артистами удается прийти к обоюдно успешному результату. Приглашаем вас на премьеру!
16+
Пятница 21.04.17 |
Количество просмотров: 4047
© Информационно-аналитический портал Калининграда. |
Телефон редакции: (4012) 507-508 Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot Электронный адрес редакции: news@kgd.ru |
18+
Реклама на Калининград.RuРедакция Обратная связь |