«СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ» в Кафедральном соборе - уникальное музыкальное событие

«СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ» в Кафедральном соборе - уникальное музыкальное событие

4 апреля в 18 часов в Кафедральном соборе состоится уникальный концерт – совместное российско-немецкое исполнение сочинения, которое является одной из вершин музыкального наследия великого Иоганна Себастьяна Баха. «Страсти по Матфею» исполнят Калининградский симфонический оркестр и немецкие музыканты – солисты, Тюрингский хор мальчиков, Камерный хор дворцовой часовни г. Залфельда Collegium Vocale. За дирижерским пультом в это вечер - Михаэль Шёнхайт (Германия). Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Калининградской области. Рассказывает художественный руководитель Калининградского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств России Аркадий Фельдман:

- Иоганн Себастьян Бах написал несколько произведений о последних днях Христа, в том числе – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», два крупнейших сочинения, которые относятся к кантатно-ораториальному жанру. Но Бах расширил границы жанра – в этих произведениях есть элементы оперы, элементы симфонизма и, конечно, элементы оратории. Думаю, «Страсти по Матфею» являются вершиной того, что вообще человек смог сделать в этой области. Только за одно это сочинение Баха стоило бы назвать композитором номер один. Материал сделан гениально. Мне трудно понять, как мыслил Бах, - но ведь фактически это стерео: «Страсти по Матфею» исполняют два оркестра и два хора – и это был очень смелый прием для того времени. Так будет и у нас в Кафедральном соборе.

 

Продолжительность исполнения – 3 часа 15 минут. Главное лицо – евангелист, который ведет свой рассказ музыкальным речитативом в сопровождении континуо: это специальная группа для сопровождения речитативов в составе двух маленьких органов по одному в каждом оркестре, виолы да гамба и лютни. Солирующие партии – сам Христос и все действующие лица евангелического повествования о последних днях Христа. Оперный элемент как раз заключается в музыкальном диалоге между ними. Очень важное действующее лицо – народ, который и выносит приговор Христу, и оплакивает его. Все очень драматично, невероятно красивая музыка. Арии тонко и глубоко выражают отношение автора к происходящему. Безусловно, все очень интересно оркестровано. В двух оркестрах используются старинные духовые инструменты – гобои д’амур, гобои да качча (охотничьи), блокфлейты. Есть детский хор мальчиков – хор ангелов.

 

Все так глубоко, выразительно и мощно по музыкальной драматургии, что невозможно выкинуть ни одной ноты. У меня была одна история с этим произведением. Мы с нашим оркестром гастролировали по Испании – 32 концерта подряд, семь разных программ, в том числе четыре раза мы должны были исполнить «Страсти по Матфею» с хором из Саратова и солистами из разных стран. Наш менеджер потребовал, чтобы мы уложились в два с половиной часа исполнения. Передо мной стояла задача, не нарушая смысловую целостность произведения, сократить его на 45 минут. Но ведь у Баха нельзя вырезать ни один номер – сразу нарушается тональный план, теряется нить. Чем гениальнее произведение, тем труднее в него залезть – тем более, кто мы такие, чтобы лезть к Баху. Однако, задача была поставлена и наш менеджер был весьма категоричен. Я призвал на помощь своих друзей – теоретиков музыки из Московской консерватории: они нашли какие-то варианты, но меня ни один не устроил, поскольку все нарушали целостность баховской концепции. И совершенно случайно я нашел свое решение. Дело в том, что все арии в произведении сконструированы определенным образом: первый раздел с основным текстом, средний раздел трио, затем повторяется первый раздел, а перед повтором идет оркестровый кусочек, который возвращает в тональность. Я убрал все эти повторения, но оставил для соблюдения тонального плана этот оркестровый кусочек, - и вышел ровно на два с половиной часа, не выкинув ни одного слова. Но вообще, конечно, этого никогда не следует делать, нужно исполнять это произведение так, как оно задумано. Понятно, мы живем в другое время, которое диктует другие решения, но есть такие вещи, в которые вторгаться нельзя.

 

- К нашему общему счастью, 4 апреля Калининград услышит «Страсти по Матфею» в полной баховской версии?

 

- Конечно. 4 апреля нас ожидает уникальное событие. В 1932 году именно 4 апреля в Кенигсбергском Кафедральном соборе состоялось исполнение «Страстей по Матфею» - и начался концерт в 18.30. К нам приедет целый десант из Германии – хор порядка 90 человек, который разделится на два хора, детский хор мальчиков (25 человек), видовые инструменты, которых у нас в оркестре нет, - гобои д’амур, гобои да качча, виола да гамба, лютня, два маленьких органа, две блокфлейты - их специально привезут из Германии.

 

- А ваш оркестр разделится на два оркестра?

 

- В соответствии с замыслом Баха. Там небольшие составы, поэтому численности оркестра достаточно. Аутентичное исполнение с участием старинных инструментов сейчас очень модно в Европе. Нашему оркестру очень повезло, что мы живем и работаем здесь, имеем хорошие контакты, в том числе, с немецкими коллегами, - и играем очень много потрясающей музыкальной литературы, которую в России никто не исполняет. Это такие пласты! И, конечно, в этом смысле наш оркестр значительно выделяется на фоне других российских оркестров, в том числе выдающихся. «Страсти по Матфею» мы исполняли уже несколько раз – четыре раза в Испании, два раза здесь - и это была наша версия с нашим хором и немецкими солистами. Но ни разу у нас не было видовых инструментов, мне всегда приходилось переделывать, адаптировать партитуры под то, что есть. А теперь все будет натурально – и это, бесспорно, явление в музыкальной жизни, культурное событие российского масштаба.

 

- Кто будет за дирижерским пультом 4 апреля?

 

- Дирижер из Германии Михаэль Шёнхайт. «Страсти по Матфею» я знаю наизусть и мог бы продирижировать, но - здесь вопрос корректности. Солисты тоже немецкие. Все, что связано с текстом, решают немцы, поскольку очень важно правильно исполнить подлинный немецкий текст. Готовящееся исполнение «Страстей по Матфею» будет приближено к замыслу Иоганна Себастьяна Баха так, как только возможно это сделать в наше время.

 

Текст – Евгения Романова

Кафедральный собор
Пятница
04.04.14
18:00

Количество просмотров: 3093

 

Мы в социальных сетях

Видео

© Информационно-аналитический портал Калининграда.
Учредитель ООО «В-Медиа». Главный редактор: Чистякова Л.С.
Электронная почта: news@kgd.ru, телефон + 7 (4012) 507508.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ No ФС77-84303 от 05.12.2022г. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Перепечатка информации возможна только с указанием активной гиперссылки.
Материалы в разделах «PR», «Новости бизнеса» и «Другие новости» публикуются на правах рекламы.

Телефон редакции: (4012) 507-508
Телефон рекламной службы: (4012) 507-307

Чат-бот в telegram: https://t.me/kgdrubot

Электронный адрес редакции: news@kgd.ru
Афиша: kaliningradafisha@gmail.com
Рекламный отдел: reklama@kgd.ru

Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

18+
Статистика LiveInternetРеклама на Калининград.Ru
Редакция
Обратная связь
Developed by Калининград.Ru